На главнуюРеспубликанской организации профсоюза работников химических отраслей промышленности Башкортостана
на главнуюкарта сайтанаписать письмо
 


УралWeb. Регион в Интернете

www.solidarnost.org

www.fnpr.ru


Проблемы совершенствования механизма социального партнерства

    Социальное партнерство, по идее, означает заботу руководителей предприятий и учреждений о своем персонале, которая (забота) выражается в создании здоровых условий для трудового процесса, справедливое и своевременное вознаграждение трудовых усилий каждого работника. 
    В идеологии и системе социального партнерства западные специалисты на первое место ставят именно процедуры согласования и консультаций на общегосударственном, отраслевом и территориальном уровнях между объединениями работодателей и профсоюзов. Таким образом, обсуждаются главные вопросы и основные направления социально-экономической политики, включая разработку критериев социальной справедливости и мер по защите интересов субъектов трудовых отношений. Порой в таких консультациях, как отмечалось, участвует правительство.
    Не секрет, что в силу ряда исторических причин Россия вынуждена постоянно догонять передовой Запад в социально-экономическом развитии. Так и в сфере регулирования трудовых отношений на рыночной основе приходится законодательным путем внедрять консультативные органы, необходимые для согласования интересов главных субъектов в духе социального партнерства.
    Организационным воплощением идей социального партнерства в России явилась созданная в 1992 году Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТКО, правовой статус которой был закреплен Федеральным законом № 92-ФЗ от 2 апреля 1999 года). Главной задачей РТКО стала подготовка Генеральных соглашений (теперь на 2 года) между общероссийскими объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством РФ. Однако в законе обойден вопрос об ответственности сторон в случае невыполнения согласованных решений. Заметим, что ни одно из заключенных за прошедшие годы Генеральных соглашений не было выполнено полностью по вине правительства и работодателей . 
    Консультативные органы сотрудничества главных субъектов социального партнерства (диалога) (подобные РТК) давно существуют в развитых странах мира.
    На второе место в механизме социального партнерства ставится переговорный характер согласования и урегулирования спорных вопросов, возникающих при заключении коллективных договоров и соглашений, и наличие соответствующих процедур и органов для разрешения противоречий мирным путем. В этом плане с формальной точки зрения в нашей стране существует целый ряд законов и нормативных актов, разработанных в целях содействия коллективно-договорному процессу на всех уровнях. Главным из них остается Закон «О коллективных договорах и соглашениях». 
    На третье место - по счету, но не по важности - западные специалисты ставят институт участия работников в управлении предприятиями и акционерными обществами. Во многих странах Западной Европы участие работников в делах предприятий приняло институционные формы благодаря прогрессивному социально-трудовому законодательству, разработанному, в первую очередь, в Германии и Франции. Именно широкие полномочия представительных органов работников (как и профсоюзов) позволяют этим государствам проводить политику классового мира под лозунгом "социально ориентированной рыночной экономики". Заметим, что капиталисты понимают всю важность приобщения работников к делам предприятий, а наши реформаторы-демократы и "капитаны индустрии" начисто забыли советский опыт производственной демократии, а ведь разнообразные органы общественной самодеятельности трудящихся существовали на уровне предприятий и выше. И это понятно: стремящимся к личному обогащению "новым хозяевам жизни", пользующимся слабостью государственных структур, рабочий контроль на предприятиях ни к чему.
    Наконец, четвертым слагаемым являются мирные формы и методы разрешения трудовых споров и конфликтов. Всегда желательно прийти к соглашению, не доводя дело до судебного рассмотрения. С этой целью в западных странах разработаны эффективные процедуры примирения спорящих субъектов, методы посредничества и третейского разбирательства. Четко различаются законные и "дикие" забастовки, регламентированы юридическая и материальная ответственность сторон за участие в "индустриальных акциях". В нашей стране с начала перестройки принят уже третий закон, посвященный порядку разрешения коллективных трудовых споров, а забастовки и пикетирования продолжаются. При Минтруде РФ ранее действовала специальная служба, преобразованная впоследствии в Департамент по урегулированию коллективных трудовых споров и развитию социального партнерства, но и она не достигла результатов, поскольку не созданы объективные и субъективные условия для эффективного партнерства, основанного на социальной справедливости в распределении национального дохода и на уважении прав и интересов работающего населения страны.

    Экономический отдел
РК РОБ РХП

 на главную | версия для печати 


    Powered by BESTWEB