Постановление Конституционного суда РФ от 25.05.2010 № 11-П «По делу о проверке конституционности абзаца десятого статьи 2 Закона РФ «О занятости населения в РФ» в связи с жалобой гражданина Н.И. Гущина»
В рассматриваемом Постановлении (далее - Постановление от 25.05.2010 № 11-П) Конституционный Суд РФ (далее - КС РФ) проверил конституционность положений абз. 10 ст. 2 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости), который относит к занятым лицам граждан, являющихся учредителями (участниками) организаций. В данном Постановлении сформирована правовая позиция по указанному вопросу, что может в дальнейшем повлиять как на практику применения этой статьи органами государственной службы занятости населения (далее - органы службы занятости), так и на судебную практику. Отнесение учредителей (участников) организаций к категории занятых лиц В соответствии с абз. 10 ст. 2 Закона о занятости занятыми признаются лица, являющиеся учредителями (участниками) организации. Исключение составляют учредители (участники) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций, союзов), которые не обладают имущественными правами в отношении этих организаций. Пункт 1 ст. 66 ГК РФ дает определение хозяйственных товариществ и обществ - это коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. К таким относятся полные товарищества, товарищества на вере (коммандитные), акционерные общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью. Члены производственного кооператива также именуются участниками (п. 1 ст. 107 ГК РФ). Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что положения абз. 10 ст. 2 Закона о занятости распространяются на участников любых коммерческих организаций. Гражданин, обладающий хотя бы одной акцией акционерного общества, долей (пусть и минимальной) в обществе с ограниченной ответственностью, паем производственного кооператива или являющийся учредителем (участником) иной организации, в отношении которой он обладает имущественными правами, считается занятым. Следует отметить, что законодатель наделил органы службы занятости правом обмениваться с органами государственной статистики, налоговыми органами, органами миграционной службы и другими заинтересованными государственными органами отчетной документацией и сведениями, необходимыми каждой из сторон для выполнения своих функций (абз. 2 ст. 16 Закона о занятости). Закон о занятости предусматривает право органа службы занятости проверить, является ли гражданин индивидуальным предпринимателем или учредителем (участником) хозяйственного общества или товарищества. При этом на практике возникает проблема, связанная с тем, что оперативно выяснить это практически невозможно, и гражданин может долгое время получать пособие по безработице, не являясь при этом безработным в смысле ст. 2 Закона о занятости (см., например, Определение СК по гражданским делам Пензенского обл. суда от 17.07.2001, Решение Каменского городского суда от 21.01.97). Правовая позиция КС РФ по вопросу соответствия Конституции РФ положения Закона о занятости об отнесении учредителей (участников) организаций к категории занятых лиц В Постановлении от 25.05.2010 № 11-П КС РФ признал абз. 10 ст. 2 Закона о занятости не противоречащим Конституции РФ и сделал следующие выводы: - каждый гражданин вправе распоряжаться своими способностями и имуществом разными способами: в частности, путем наемного труда или самостоятельной экономической деятельности, осуществляемой индивидуально или совместно с другими лицами после создания коммерческой организации как формы коллективного предпринимательства; - участие в организациях, нацеленных, в первую очередь, на получение прибыли, предпринимается их участниками на собственный риск, что не требует дополнения их правового статуса гарантиями социальной защиты в виде пособия по безработице на случай отсутствия у такой организации дохода. То есть для отнесения граждан к категории занятых достаточно руководствоваться таким критерием, как наличие у гражданина статуса участника хозяйственного товарищества или общества, и не учитывать факт получения ими дохода, а также размер такого дохода (ранее аналогичная позиция высказывалась КС РФ в Постановлении от 24.02.2004 № 3-П, где было отмечено, что деятельность акционеров хоть и не является предпринимательской, однако влечет определенные экономические риски, поскольку само акционерное общество осуществляет предпринимательскую деятельность, доход от которой не гарантирован); - исходя из принципов справедливости и равенства, федеральный законодатель вправе изменить критерии отнесения граждан к категории занятых или ввести в отношении учредителей (участников) коммерческих организаций, не имеющих дохода в виде части прибыли от их деятельности либо получающих указанный доход в размере ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ, иное правовое регулирование, предполагающее предоставление данным лицам в случае утраты ими работы гарантий социальной защиты, предусмотренных для безработных граждан Законом о занятости. Постановление от 25.05.2010 № 11-П вступило в силу немедленно после провозглашения.
на главную | версия для печати 
|