На главнуюРеспубликанской организации профсоюза работников химических отраслей промышленности Башкортостана
на главнуюкарта сайтанаписать письмо
 


УралWeb. Регион в Интернете

www.solidarnost.org

www.fnpr.ru


Комментарий к Федеральному закону от 30.12.2008 № 319-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон

    В.Г. Белякин- зам. начальника отделов вопросов пенсионного обеспечения Департаментами развития cоциального страхования и государственного обеспечения Минздравсоцразвития России.


    Пункт 1 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 № 319-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"» (далее — Закон № 319-ФЗ) предусматривает перевод некоторых категорий работников, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, из ст. 28 (подп. 7-12 п. 1) в ст. 27 (п. 1) Федерального закона от 17.12.2001№ 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее — Закон № 173-ФЗ).
        К таким работникам относятся:
     а) спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — МЧС России).
     б) рабочие и служащие учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятые на работах с осужденными;
    в) работники Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) ЧС России.
    Перевод перечисленной категории лиц из ст. 28 в ст. 27 Закона № 173-ФЗ связан с введением профессиональных пенсионных систем. В соответствии с п. 3 ст. 27 Закона № 173-ФЗ в рамках пенсионной реформы досрочные пенсии предполагается перевести в профессиональные пенсионные системы, предусматривающие назначение досрочной (профессиональной) пенсии лицам, предусмотренным в п. 1 ст. 27 этого Закона, по условиям другого соответствующего федерального закона.
    Для этих целей в настоящее время разрабатывается законопроект "Об обязательных профессиональных пенсионных системах", предусматривающий назначение профессиональной пенсии в прямой зависимости от реальных условий труда по результатам аттестации рабочих мест. До принятия Закона № 319-ФЗ лица, предусмотренные в п. 1 ст. 28 Закона № 173-ФЗ, не подпадали под категорию лиц, на которых будет распространяться действие федерального закона "Об обязательных профессиональных пенсионных системах".
Таким образом, с принятием Закона № 319-ФЗ профессиональными пенсионными системами будут охвачены все категории лиц, предусмотренные п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, профессиональная деятельность которых характеризуется тяжелыми, вредными и особыми условиями труда.
    В п. 1 ст. 28 Закона № 173-ФЗ осталась та категория лиц, право на досрочное пенсионное обеспечение которых обусловливается не особенностями профессиональной деятельности, а другими факторами, например, погодно-климатическими условиями районов или местностей (досрочная пенсия за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях).
    В Законе № 319-ФЗ изложена новая редакция п. 2 ст. 27 Закона № 173-ФЗ. Следует обратить внимание на вторую часть этого пункта, касающуюся установления тождественности профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций) для детей, учреждений здравоохранения, а также театров или театрально-зрелищных организаций, профессиональной деятельности, выполнявшейся до изменения организационно-правовой формы этих учреждений (организаций).
    В соответствии с ч. 2 п. 2 ст. 27 Закона № 173-ФЗ за лицами, осуществляющими педагогическую, лечебную либо творческую деятельность, сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости через механизм установления тождественности в тех случаях, когда без изменения профессиональной деятельности меняется организационно-правовая форма указанных учреждений (организаций). Тождественность устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ.
    Как отмечалось выше, в порядке пенсионной реформы досрочные трудовые пенсии по старости переводятся в профессиональные пенсионные системы. В соответствии с п. 3 (в старой ред.) ст. 27 Закона № 173-ФЗ досрочное пенсионное обеспечение в рамках профессиональных пенсионных систем будет осуществляться в отношении лиц, предусмотренных в п. 1 данной статьи, которые проработали на работах, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, менее половины требуемого срока по состоянию на 1 января 2003 г., а также в отношении лиц, принятых для выполнения этих работ после 1 января 2003 г.
    Досрочное пенсионное обеспечение этих лиц должно регулироваться соответствующим федеральным законом. С этой даты предполагалось вступление в силу Федерального закона "Об обязательных профессиональных пенсионных системах".
    В настоящее время данный закон не принят. Поэтому в целях сохранения условий предоставления права на досрочное пенсионное обеспечение по Закону № 173-ФЗ за заcтрахованными лицами, не выработавшими половины требуемого стажа на соответствующих видах работ по состоянию на 1 января 2003 г., но продолжающими трудиться на указанных работах после этой даты, а также принятыми для выполнения этих работ после 1 января 2003 г., Законом № 319-ФЗ (п. 3 ст. 27 в новой ред.) эта дата скорректирована на дату принятия федерального закона, призванного регулировать отношения в профессиональных пенсионных системах.
    Новая редакция п. 3 ст. 27 Закона № 173-ФЗ позволяет включать в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение по нормам и условиям этого Закона, периоды работы указанных лиц после 1 января 2003 г. до вступления в силу федерального закона о профессиональных пенсионных системах.
    Закон № 319-ФЗ признал абз. 3 п. 5 ст. 30 Закона № 173-ФЗ утратившим силу и тем самым уточнил порядок перерасчета пенсии в связи с работой с тяжелыми и вредными условиями труда, исключив при этом его двоякое толкование.
    Необходимость исключения указанного абзаца связана с определением продолжительности выплаты пенсии, обозначенной в Законе № 173-ФЗ символом "Т". Содержание этого понятия раскрывается в нескольких статьях Закона № 173-ФЗ, но определяющими являются ст. 14 и 30. Данное понятие употребляется в двух плоскостях: для расчета страховой части пенсии и для установления расчетного пенсионного капитала. В отношении граждан, выходящих на трудовую пенсию по старости досрочно, формулировки для указанных двух задач не были идентичны, не совпадали и противоречили друг другу.
    В соответствии с п. 5 ст. 14 Закона № 173-ФЗ размер страховой части (СЧ) определяется по формуле
    СЧ = ПК/Т,
    где  ПК — пенсионный капитал;
    Т — ожидаемый период выплаты.
  Таким образом, в данной норме Т является категорией, предусматривающей количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета ее страховой части. В 2002 г. этот период составлял 144 мес. с плавным увеличением этой составляющей в последующие годы (ст. 32 Закона № 173-ФЗ) и к 2013 г. достигнет 228 мес.
    В ст. 30 Закона № 173-ФЗ понятие "Т" отнесено к расчетному пенсионному капиталу, определяемому при конвертации пенсионных прав застрахованных лиц. В ранее действовавшем п. 5 этой статьи указывалось, что в целях исчисления расчетного пенсионного капитала лицу, которому назначена либо назначается досрочная пенсия, ожидаемый период выплаты пенсии по старости увеличивается на разницу лет между возрастом выхода на льготную пенсию и общеустановленным пенсионным возрастом. Пунктом 1 ст. 30 Закона № 173-ФЗ этот показатель определен как равный аналогичному периоду, который применяется при определении страховой части трудовой пенсии в соответствии с п. 5 ст. 14 и п. 1 ст. 32 Закона № 173-ФЗ.
    Следовательно, при исчислении расчетного пенсионного капитала должен учитываться ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, применяемому при определении страховой части трудовой пенсии по старости.
    Именно эта нестыковка в двух приведенных определениях породила двоякое толкование.
    По п. 2 ст. 32 Закона № 173-ФЗ к лицам, указанным в п. 1 ст. 27 и п. 1 ст. 28 этого Закона, до 1 января 2013 г. при определении страховой части трудовой пенсии применяется ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, установленный в соответствии с п. 1 ст. 32 Закона № 173-ФЗ.
    В течение этого времени ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, увеличенный на количество лет, недостающих при назначении досрочной пенсии до возраста, установленного ст. 7 Закона № 173-ФЗ (60 лет — для мужчин, 55 лет — для женщин), для оценки пенсионных прав применяться не может, поскольку он не равен аналогичному периоду, который учитывается при определении страховой части трудовой пенсии для указанных лиц.
    По окончании срока введения в действие ожидаемого периода выплаты пенсии, установленного Законом № 173-ФЗ, увеличение ожидаемого периода выплаты трудовой пен¬сии по старости может применяться в полном объеме.
    Данный вопрос был урегулирован постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 № 25, подтвердившим вышеизложенную позицию в части реализации абз. 3 п. 5 ст. 30 Закона № 173-ФЗ. Законом № 319-ФЗ по существу закреплено данное положение.
    В связи с признанием абз. 3 п. 5 ст. 30 Закона № 173-ФЗ утратившим силу Законом № 319-ФЗ изменена редакция п. 9 ст. 30: оценка пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 г. застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, предусмотренных п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, производится не позднее 1 января 2011 г., а в случае назначения этим лицам трудовой пенсии до указанной даты — одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с этим Законом.

 

 на главную | версия для печати 


    Powered by BESTWEB