На главнуюРеспубликанской организации профсоюза работников химических отраслей промышленности Башкортостана
на главнуюкарта сайтанаписать письмо
 


УралWeb. Регион в Интернете

www.solidarnost.org

www.fnpr.ru


Социальное партнерство - на новом уровне

    Социальное партнерство является одним из важнейших общественно-государственных механизмов в системе управления социально-экономическим развитием республики.
    Необходимость активных действий в этом направлении обусловлена тем обстоятельством, что государство отказалось от жесткой регламентации отношений в сфере труда. Теперь в централизованном порядке устанавливается лишь минимум прав и социальных гарантий для работников. И расширены они могут быть только посредством взаимодействия всех сторон трудовых отношений, в том числе через заключение коллективных договоров в организациях, и соглашений на уровне региона, города или района, отраслей экономики.
    За прошедшие годы создана обстоятельная база социального партнерства: приняты Трудовой кодекс Российской Федерации, в котором второй раздел посвящен проблемам социального партнерства и около 80 статей имеют ссылки на колдоговорные отношения, Законы Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях», «О порядке разрешения трудовых споров», «О профессиональных союзах», «Об объединениях работодателей», «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений». Эти нормативно-правовые акты позволили организовать социальное партнерство в республике в виде целостной трехуровневой системы регулирования социально-трудовых отношений (республика - территория - предприятие).
    В республике в 2006 году действует Генеральное соглашение между Правительством Республики Башкортостан, объединениями работодателей Республики Башкортостан и Федерацией профсоюзов Республики Башкортостан на 2005-2007 годы, 22 отраслевых соглашения, заключенных на республиканском уровне.
    Деятельность Республиканской трехсторонней комиссии, непосредственно, выполняющей задачу согласования социально-экономических интересов правительства, работодателей и профсоюзов, позволяет оказывать существенное влияние на обеспечение социальной стабильности в республике, своевременно предотвращать возможные коллективные споры и конфликты.
    Наряду с определенными успехами в развитии социального партнерства в республике, недостаточно развито социальное партнерство на уровне территорий, на уровне городов и районов не везде созданы трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений,  не везде заключаются территориальные соглашения.
    Лишь в шести городах и районах (г.Белорецк, г.Бирск, г.Ишимбай, г.Салават, г.Сибай, Аургазинский район) действуют территориальные соглашения, заключенные между администрациями городов (районов), объединениями работодателей городов (районов) и объединениями профсоюзов городов (районов). Эти соглашения представляют собой форму социального партнерства, учитывающую особенности территорий.
    В чем слабые и сильные стороны социального партнерства на муниципальном уровне?
    Основным документом, над которым и по которому работают стороны социального партнерства в муниципальных образованиях, остается трехстороннее соглашение.
    К достоинствам соглашений муниципальных образований можно отнести то, что в них зафиксированы пункты об обеспечении своевременной выплаты заработной платы, пенсий, пособий и социальных льгот. Цель подавляющего большинства соглашений - повышение реальных доходов населения, приближение минимальной зарплаты к прожиточному минимуму, уменьшение доли малоимущего населения.
    На муниципальном уровне должны быть конкретизированы все общие договоренности, достигнутые в области соглашения и добавлены свои.
    Мы считаем, что формирование территориальных соглашений надо начинать со сбора предложений от организаций города, района. Анализ выявит наиболее часто встречающиеся предложения, которые и должны стать предметом трехсторонних переговоров. 
    Понятно, что реализация большинства предложений потребует финансирования и серьезных организационных усилий всех сторон и тогда необходимо будет определяться с приоритетами условно говоря – стадион или баня, оборудование в больницу или ремонт детского дошкольного учреждения и администрация муниципального образования знает возможности бюджета. Можно будет договариваться о совместном с работодателями финансировании некоторых пунктов.
    Новым этапом в развитии социального партнерства в республике стало принятие закона Республики Башкортостан №252 от 06.12.2005г. «Об органах социального партнерства». В соответствии со ст.2 закона органами социального партнерства в Республике Башкортостан являются комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, которые образуются на различных уровнях для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, их заключения и организации контроля за выполнением.
Принятие закона Республики Башкортостан «Об органах социального партнерства в Республике Башкортостан» было обусловлено необходимостью приведения законодательства Республики Башкортостан в области социального партнерства в соответствие с Трудовым кодексом Российской Федерации.
    В этом году, с вступлением в действие законодательства о местном самоуправлении, значительно возрастает роль органов муниципальной власти в решении социально-экономических проблем своих территорий.
    Большое внимание в законе «Об органах социального партнерства в Республике Башкортостан» уделяется развитию социального партнерства на территориальном уровне, образованию соответствующих трехсторонних комиссий и порядку заключения соглашений.
    Закон определяет порядок формирования и деятельности органов социального партнерства в Республике Башкортостан на республиканском, отраслевом и территориальном уровнях в целях содействия многоуровневому договорному регулированию социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений и достижения общественного согласия. Для ведения переговоров по подготовке, заключению и контролю за выполнением коллективных договоров статьей 24 предусмотрено создание двухсторонних комиссий на уровне организаций. 
    Со своей стороны считаем необходимым определить меры, разработать действенные механизмы повышения ответственности сторон, объединений работодателей и входящих в них организаций за выполнение норм трудового законодательства, социальных обязательств, принятых в соответствии с Генеральным и иными соглашениями.
    Необходимо чтобы Соглашения не стали документом просто о намерениях сторон, а было одним из основных инструментов решения конкретных задач в сфере социально-трудовых отношений, проблем, связанных с реформированием социальной сферы.

Экономический отдел РК
Республиканской организации
Башкортостана Росхимпрофсоюза

 на главную | версия для печати 


    Powered by BESTWEB