На главнуюРеспубликанской организации профсоюза работников химических отраслей промышленности Башкортостана
на главнуюкарта сайтанаписать письмо
 


УралWeb. Регион в Интернете

www.solidarnost.org

www.fnpr.ru


Покупательская способность зарплаты – основа качества жизни.

    Кардинальное повышение покупательной способности заработной платы становится актуальнейшим вопросом государственной экономической и социальной политики. Важной причиной этого является тот факт, что среди бедных семей значительный удельный вес занимают семьи, где имеются работающие по найму граждане. Понятно, что без скорейшего решения этой проблемы наша страна не сможет достойно ответить на современные вызовы, которые состоят в том, чтобы создать экономику, способную обеспечить высокие качество и уровень жизни населения и высвободить созидательные силы людей.
    Для существующей системы заработной платы характерны: крайне низкий уровень законодательно устанавливаемой минимальной заработной платы и недопустимая ее дифференциация, теневые и, зачастую, неденежные ее формы, значительные масштабы хронической задолженности по ее выплатам, широкое применение сверхурочных работ, вторичной занятости, высокая тяжесть, интенсивность труда и сохранение при этом значительной скрытой безработицы. 
    Половина работников получали заработную плату в  2008 году в размере меньше  50% от средней в экономике .
    При таком уровне заработной платы семейный доход большинства граждан страны едва обеспечивает их физиологический минимум и не достаточен даже для простого воспроизводства рабочей силы. В наиболее обобщенном виде их негативный характер проявляется в невыполнении заработной платой присущих ей в рыночной экономике важнейших функций – воспроизводства трудовых ресурсов и стимулирования работника к производительному высококвалифицированному труду.
    При существующем уровне заработной платы основной массе граждан весьма затруднительно оплачивать требуемый круг жизненно важных услуг: жилищно-коммунальных, медицинских, образовательных, оздоровительных и т.д. Граждане зачастую вынуждены отказываться от полноценного, сбалансированного питания, от продолжения образования и даже от необходимого лечения. Последнее обстоятельство крайне отрицательно сказывается на обеспечении материального потребления в рамках необходимых стандартов и приводит к ухудшению здоровья населения, к росту заболеваемости и повышению уровня смертности .
    Заниженный уровень заработной платы является ограничителем увеличения покупательной способности населения, а значит, и роста производства. Ограничение роста производства в свою очередь приводит к «замораживанию» заработной платы. Получается своего рода «замкнутый круг», разорвать который можно только совместными усилиями государства, работодателей и работников.
    Следует отметить, что, начиная с 2000 года, темпы роста заработной платы в стране были высокие – в среднем 10% в год и превышали при этом темпы роста производительности труда. Это во многом связано с обвальным снижением заработной платы в начале 90-х годов и в 1998 году., что в итоге объясняет сложившуюся ситуацию, при которой рост заработной платы все еще не догнал аналогичный рост производительности труда, а размер заработной платы по ее покупательной способности составил на конец 2008 г. всего 80% от уровня 1991г. и достигнет дореформенного уровня по разным оценкам не раньше 2011 года. Между размером заработной платы, выплачиваемой работнику, и величиной «отдаваемого» им количества труда должно соблюдаться соотношение, отвечающее принципу, сформулированному в Трудовом кодексе Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс): равная оплата за равный труд.
    Трудовой кодекс не гарантирует главного - обязательности применения норм труда в отношениях работника и работодателя. Более того, многие работодатели уверены, что в нынешних условиях они якобы имеют право требовать от работника любую отдачу за установленную заработную плату. 
    Российским работодателям не выгодно делиться прибылью. Тем, более, что они не только не чувствуют принципиальной позиции, изложенной в законе, но и не видят соответствующего примера государства. Напротив, правительство сдерживая рост заработной платы у бюджетников, вольно или невольно демонстрирует этим, что для него вопросы установления достойной заработной платы являются не основными, а второстепенными в проводимой социальной политике. Трудно считать нормальным положение, когда минимальная заработная плата (МРОТ) составляет только 50% от минимального потребительского бюджета. Примерно такие же у бюджетников размеры тарифной ставки первого разряда, определяющие крайне низкий общий уровень их заработной платы. 
    Одно из серьезных препятствий на пути к нормальной экономике и прогрессу – недопустимо низкая доля заработной платы в объеме валового внутреннего продукта, идущая в разрез со сложившейся в этом плане мировой тенденцией. Если в США, Японии, Германии, Великобритании и других высокоразвитых странах доля заработной платы в ВВП удерживается на уровне 65-72%, то у нас она в два раза ниже.
    Как видим, российский менеджмент и бизнес не очень охотно и щедро тратит доходы и прибыль предприятий на вознаграждение за труд тех, кто, прежде всего, и обеспечил их формирование. Хотя, так называемая, нераспределенная чистая прибыль на 70% формируется именно за счет труда, на 20% - на основе капитала и на 10% - природной ренты.
    Опасения о возможном всплеске инфляции в результате роста заработной платы являются явно преувеличенными, если этот рост будет увязан с расширением рынка потребительских товаров и услуг. С другой стороны, в настоящее время опережающий рост заработной платы необходим для восстановления нарушенных макроэкономических пропорций, перераспределения доходов и повышения уровня жизни основной массы населения. 
    Принципиально важным является не само по себе повышение номинальной заработной платы, а рост ее покупательной способности. В настоящее время покупательная способность начисленной заработной платы еще значительно отстает от уровня 1990 года, В 2007-2008 гг. она составила примерно 3 прожиточных минимума или 0,80 от ее уровня в 1990 году, хотя потребительская нагрузка на нее значительно выросла вследствие свертывания общественных фондов потребления и перехода их на платную основу. Таким образом, основным источником средств, необходимых для повышения заработной платы, является изменение вектора развития экономики – ускорение роста ее потребительского сектора и доли заработной платы в российском ВВП. В соответствии с решением Республиканской трехсторонней комиссии «О ходе реализации Программы мер по повышению заработной платы работников организаций внебюджетного сектора экономики и бюджетной сферы в Республике Башкортостан на 2005-2008годы» объединениям работодателей  было предложено разработать отраслевые стандарты оплаты труда. В связи с чем решением Республиканской отраслевой комиссии по регулированию социально-трудовых отношений рекомендована к применению разработанная Союзом Химиков РБ и Республиканской организацией Росхимпрофсоюза «Методика определения отраслевого социального стандарта оплаты труда по организациям химической, нефтехимической промышленности, системы транспорта нефтепродуктов Республики Башкортостан». Что является базой для определения затрат по оплате труда в организациях отрасли.

Экономический отдел РК РОБ РХП

 на главную | версия для печати 


    Powered by BESTWEB