На главнуюРеспубликанской организации профсоюза работников химических отраслей промышленности Башкортостана
на главнуюкарта сайтанаписать письмо
 


УралWeb. Регион в Интернете

www.solidarnost.org

www.fnpr.ru


«Об основных изменениях, вносимых в Трудовой кодекс РФ»

    21 февраля 2006 года в Государственной Думе Комитет по труду и социальной политике провел «круглый стол» на тему: «Об основных изменениях, вносимых в Трудовой кодекс Российской Федерации (о подготовке к рассмотрению во втором чтении проекта Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации»)».
    Открывая «круглый стол», первый заместитель Председателя Госдумы О.В. Морозов сказал: «Я свидетель тех процессов, которые сопровождали радикальные изменения в трудовом законодательстве, принятые Госдумой предыдущего созыва. Это была титаническая работа». Практика применения кодекса, по словам О.В. Морозова, диктует необходимость его дальнейшего совершенствования. Как и при принятии самого кодекса, подготовка законопроекта осуществлялась рабочей группой, в которую вошли представители всех депутатских объединений в Госдуме и сторон Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК). «Готовя поправки в Трудовой кодекс, мы пошли по пути создания рабочей группы. Подготовленный ко второму чтению законопроект – это плод труда профессионалов, тесно работавших с тремя сторонами социального партнерства», - отметил О.В. Морозов.
    Председатель Комитета по труду и социальной политике А.К. Исаев подчеркнул, что принятый 20 июня 2003 года законопроект «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации» стал очередным этапом реформирования трудовых отношений. «Мы подводим некий промежуточный итог более чем двухлетней работы», - сказал он. Всего за указанный период было рассмотрено более тысячи поправок. В результате консультаций с экспертами, представителями сторон Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений выработан согласованный вариант. 650 поправок рекомендованы рабочей группой и комитетом к принятию.
    Практически во всех статьях кодекса понятие «организация» заменено понятием «работодатель». Это снимает формальные препятствия при применении норм трудового законодательства в случаях, когда работодатель не является юридическим лицом. При этом правовой статус индивидуального предпринимателя как работодателя максимально приближен к статусу работодателя – организации. Речь, в частности, идет о праве индивидуального предпринимателя вести трудовые книжки работников и возможности заключать коллективные договоры. Одновременно предусмотрено более гибкое регулирование (в индивидуальном порядке – трудовым договором) вопросов расторжения трудового договора. В соответствии с принципами проведения административной реформы уточнены названия и полномочия государственных органов, осуществляющих функции регулирования, надзора и контроля, оказания государственных услуг в сфере труда.
    Изменен порядок принудительного распространения действия заключенного отраслевого соглашения федерального уровня на работодателей, которые не принимали участия в его заключении.
    В статье 57, определяющей содержание трудового договора, договорные условия разделены на обязательные и дополнительные. Такой подход должен, с одной стороны, расширить возможности индивидуально-договорного регулирования трудовых отношений, с другой – повысить гарантии соблюдения (прежде всего работодателями) определенных сторонами условий трудового договора. Переработаны и систематизированы нормы главы 12, определяющие понятие и порядок осуществления переводов на другую работу, в том числе временных. Внесены коррективы в статьи 58 и 59 Кодекса, уточняющие правила заключения срочных трудовых договоров. Вводятся новые статьи 601 и 602, описывающие и разделяющие понятия совместительства (внешнего и внутреннего) и совмещения профессий (должностей); статья 841, содержащая все нормы, относящиеся к общему порядку оформления прекращения трудового договора. Статья 62 дополнена нормой, обязывающей работодателя выдавать по требованию работника копии документов, содержащих сведения о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование.
    Введено новое основание для расторжения трудового договора – отсутствие в организации соответствующей работы (если работник в соответствии с медицинскими показаниями нуждается в переводе).
    Уточнено понятие прогула, отредактированы статьи, содержащие нормы о рабочем времени и времени отдыха, гарантиях и компенсациях, дисциплине труда, профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников, охране труда, материальной ответственности.
    В раздел, посвященный оплате труда, внесены дополнения, реализующие обязательства Российской Федерации в соответствии с ратифицированными конвенциями Международной Организацией Труда. Введен запрет на выплату зарплаты в виде долговых обязательств, расписок, купонов. Системам оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях посвящена новая редакция статьи 144. Предусмотрены полномочия правительства определять базовые уровни оплаты труда, обязательные для соблюдения во всех государственных и муниципальных учреждениях. Внесены изменения в порядок исчисления среднего дневного заработка для оплаты отпусков. Предложено производить подсчет не за три, а за двенадцать календарных месяцев. Предложены изменения в статьи, определяющие особенности регулирования труда отдельных категорий работников (женщин, лиц с семейными обязанностями, руководителей организаций, работников транспорта).
    Корректировке подверглись также положения о сезонной работе, работе вахтовым методом, работе в районах Крайнего Севера, защите трудовых прав работников, коллективных трудовых спорах. 
    Заместитель Председателя ФНПР, член рабочей группы по подготовке изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации А.И. Суриков сказал, что в ходе работы над Трудовым кодексом были апробированы два механизма, и если в 1998 году вследствие ультимативной позиции правительства сторонам социального партнерства договориться не удалось, в результате чего каждый внес свой проект Трудового кодекса и началось «перетягивание канатов», то принятый в 2001 году механизм сотрудничества и компромисса на основе баланса интересов сторон оказался жизнеспособным. А.И. Суриков отметил, что, как плод компромисса, законопроект, конечно, уязвим: в частности, по мнению профсоюзов, следовало иначе сформулировать редакции статей 43, 112, 142, - однако на текущий момент определенный баланс интересов достигнут.
    Председатель ФНПР, член Общественной палаты Российской Федерации М.В. Шмаков отметил, что принятие закона «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации» позволит разрешить часть проблем, выявленных практикой применения Трудового кодекса за первые 4 года его действия, однако работа по совершенствованию трудового законодательства должна продолжаться с учетом потребностей практики и на основе дальнейшего сотрудничества представителей работников, работодателей и государства.
    По итогам дискуссии Госдуме рекомендовано принять проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации» во втором и третьем чтениях в марте 2006 года. Комитету Госдумы по труду и социальной политике предложено совместно с Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений создать постоянно действующую рабочую группу для обобщения правоприменительной практики и подготовки предложений по дальнейшему совершенствованию трудового законодательства.

 на главную | версия для печати 


    Powered by BESTWEB