На главнуюРеспубликанской организации профсоюза работников химических отраслей промышленности Башкортостана
на главнуюкарта сайтанаписать письмо
 


УралWeb. Регион в Интернете

www.solidarnost.org

www.fnpr.ru


Консультации по вопросам пенсионного обеспечения

О предложениях по изменению действующего порядка перерасчета размера страховой части трудовой пенсии работающим пенсионерам и совершенствованию законодательства в части защиты трудовых и социальных прав работников при неплатежеспособности предприятия

    В связи с поступающими из регионов обращениями о необходимости внесения изменений в действующее пенсионное законодательство (в части изменения процедуры перерасчета размера страховой части трудовой пенсии работающим пенсионерам) и в Уголовный кодекс Российской Федерации (в части введения уголовной ответственности за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование руководителем организации) сообщаем следующее.
    ФНПР обращалась в Пенсионный фонд Российской Федерации с запросом дать разъяснения о правомерности действий отделений Пенсионного фонда и органов социальной защиты населения по применению действующего пенсионного законодательства в части порядка перерасчета размера трудовой пенсии работающим пенсионерам.
    В обращении указывалось, что, согласно положениям Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и письма ПФР от 23 декабря 2002г. «О перерасчете страховой части трудовой пенсии» перерасчет производится после 12 полных месяцев работы со дня назначения страховой части пенсии или предыдущего перерасчета размера указанной части пенсии (п.3 ст.17) после подачи заявления о перерасчете при одновременном пре-доставлении всех необходимых для перерасчета документов (п.2 ст. 20), а сам перерасчет должен быть произведен с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления (п. 1 ст. 20). При этом указанными нормативно-правовыми актами напрямую не оговаривается срок, по истечении которого работающий пенсионер имеет право подать заявление на перерасчет страховой части пенсии.
    Ссылаясь на п.3 ст.17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», отделения Пенсионного фонда Российской Федерации и пенсионные отделы органов социальной защиты населения отказывают в приеме заявлений у граждан, проработавших менее 12 полных месяцев со дня назначения страховой части пенсии или предыдущего перерасчета размера указанной части пенсии, что приводит к увеличению с каждым годом на один месяц срока, по истечении которого производится перерасчет пенсии и начало выплаты пересчитанной пенсии.
    В ответе Пенсионного фонда Российской Федерации на запрос ФНПР подтверждена правомерность действий органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, и невозможность приема от пенсионеров заявлений о перерасчете пенсии до возникновения права на такой перерасчет. Это обосновывается тем, что институты назначения и перерасчета трудовой пенсии не идентичны с правовой точки зрения, поскольку регулируют отношения, возникшие в связи с наступлением разных правоустанавливающих юридических фактов, и в связи с этим предусматривается разный порядок исчисления сроков, с которых производится обращение за назначением или перерасчетом пенсии и, соответственно, само назначение или перерасчет трудовых пенсий.
    В настоящее время ФНПР проводит работу по выяснению возможностей решения данной проблемы. О результатах членские организации будут проинформированы дополнительно. Что касается проблемы неуплаты страхователем за застрахованных лиц взносов на обязательное пенсионное страхование, то она имеет ту же природу, что и невыплата заработной платы работникам предприятия. По экспертным оценкам свыше 90% просроченной задолженности по заработной плате вызвана финансовой несостоятельностью (банкротством) российских предприятий. Главная причина - высокий удельный вес убыточных организаций - около 40%, а также значительное количество находящихся в различных стадиях банкротства. Следовательно, одни лишь административные меры не устранят причину задержек заработной платы и не обеспечат действенную защиту прав работников и застрахованных лиц. 
    К тому же уголовная практика показывает, что применение статьи 145.1 УК РФ чрезвычайно редкое явление - за 1999-2003 годы число осужденных по ней составляло 12 человек, что связано, прежде всего, с затруднениями, вызванными необходимостью доказательства корыстной или личной заинтересованности руководителя организации по фактам невыплат заработной платы. По данным Генеральной Прокуратуры Российской Федерации, из выявленных в первом полугодии 2005г. 296556 нарушений трудового законодательства (об оплате труда) по ст.145.1 УК РФ было возбуждено только 668 уголовных дел. При этом даже в условиях применения норм данной статьи в преобладающем числе случаев не приводит к реальному получению работниками заработной платы.
    9 ноября 2005 года Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации был принят во втором чтении внесенный Правительством Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающий внесение изменений в статью 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации «Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат» и статью 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Нарушение законодательства о труде и об охране труда» с целью усиления ответственности руководителей организаций, допускающих невыплату заработной платы работникам.
    Следует учесть, что данная статья не может быть распространена на предприятия, находящиеся в состоянии банкротства. А это именно те предприятия, где возникает преобладающее число проблем с массовыми невыплатами и задержками заработной платы.
    Поэтому ужесточение наказания, предусмотренного КоАП РФ и УК РФ, должно быть дополнено мерами финансово-экономического воздействия на неплательщиков, в частности развитием института антикризисного управления.
    Так как проблема невыплаты заработной платы в процедурах банкротства непосредственно связана с проблемой платежей во внебюджетные фонды и расчетом пенсионного стажа работников, ФНПР обратилась в Правительство РФ с предложением об инициировании поправок в действующее законодательство в части изменения очередности списания денежных средств, установленной статьей 855 Гражданского кодекса РФ, путем перемещения уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ из третьей во вторую очередь. Подготовленная Минэкономразвития России новая редакция пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса РФ, предполагающая изменение очередности списания денежных средств при их недостаточности на счете для удовлетворения требований кредиторов, направлена на согласование в Минюст России. В настоящее время аналогичный законопроект внесен на рассмотрение Государственной Думы Советом народных депутатов Камчатской области.
    Федеральными органами исполнительной власти рассматриваются следующие варианты совершенствования действующего законодательства, направленные на защиту трудовых и социальных прав работников при неплатежеспособности предприятий:
    1) изменение очередности списания денежных средств для удовлетворения требований кредиторов в случае неплатежеспособности работодателя.
    2) предоставление права работникам и их представителям в случае невыплаты заработной платы инициировать процедуру банкротства или открытия конкурсного производства.
    3) введение процедуры «ускоренной выплаты» по привилегированным требованиям трудящихся, в том числе за счет специально созданных гарантийных фондов.
    Правительственная сторона предлагает два варианта решения в части гарантийных учреждений (фондов): создание фонда страхования заработной платы (обязательные отчисления из фонда заработной платы на покрытие рисков в условиях банкротства); создание специализированных гарантийных коммерческих учреждений (в целях обеспечения гарантированных выплат работнику в условиях банкротства долгов по заработной плате с дисконтом 15-30% от суммы задолженности).
    В настоящее время Минздравсоцразвития России подготовил проект концепции федерального закона о защите прав граждан по оплате труда в условиях несостоятельности (банкротства) работодателя.

Отдел социальных гарантий Аппарата ФНПР

 на главную | версия для печати 


    Powered by BESTWEB