На главнуюРеспубликанской организации профсоюза работников химических отраслей промышленности Башкортостана
на главнуюкарта сайтанаписать письмо
 


УралWeb. Регион в Интернете

www.solidarnost.org

www.fnpr.ru


Постановление Исполкома ФНПР от 10.09.2009 г. № 5-1 10.09.2009 "О текущей ситуации в Российской Федерации и действиях профсоюзов в современных экономических условиях"

    Ситуация в экономике Российской Федерации остается напряжённой. Хотя появились некоторые признаки восстановления промышленного производства и грузооборота транспорта, приостановился спад инвестиций в основной капитал, что связано, прежде всего, с улучшением конъюнктуры на мировых рынках, наиболее сильный спад по-прежнему отмечается в обрабатывающих производствах. По предварительной оценке, в январе-августе 2009 года наибольшее сокращение (60-70 %) по сравнению с соответствующим периодом 2008 года произошло в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования, транспортных средств и оборудования, машин и оборудования, прочих неметаллических минеральных продуктов.
    Усиливается тенденция к снижению не только реальной, но и номинальной заработной платы, растёт число людей с доходами ниже прожиточного минимума. Вслед за падением доходов сжимается потребительский спрос, ускоряется падение потребления населением товаров и услуг. Ситуация осложняется также сужением объёмов потребительского кредитования.
По-прежнему не удаётся решить проблему доступности кредитных ресурсов для предприятий, обеспечить своевременное финансирование государственного заказа. Нарастающие трудности в банковском секторе ограничивают развитие кредитования, инвестиций в основной капитал и потребительских расходов.
    Антикризисные меры, реализуемые в течение 2009 года органами государственной власти и поддержанные профсоюзами, позволили приостановить рост численности безработных, частично погасить долги по заработной плате. Благодаря налаженному взаимодействию ФНПР с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Рострудом, а также членских организаций с органами прокуратуры в субъектах Российской Федерации и территориальными органами Роструда стали более активно применяться соответствующие меры воздействия к недобросовестным работодателям, которые задерживают выплату зарплаты и допускают другие нарушения трудового законодательства. 
    Однако в настоящее время, по данным профсоюзного мониторинга, нарастает угроза новых массовых увольнений работников.
    В связи с этим Исполнительный комитет ФНПР считает, что необходимо доработать программу антикризисных мер Правительства Российской Федерации, включив в неё дополнительные меры стимулирования внутреннего спроса и поддержки рынка труда. В числе этих мер необходимо предусмотреть:
    индексацию минимального размера оплаты труда в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации;
индексацию заработной платы работников бюджетных учреждений;
    разработку программ реструктуризации неконкурентоспособных предприятий с применением максимально возможных упреждающих мер переподготовки, переквалификации и социальной защиты работников;
    дополнительное финансирование региональных программ, предусматривающих дополнительные меры, направленные на снижение напряжённости на рынке труда субъектов Российской Федерации;
    оперативное принятие законодательных норм, обеспечивающих защиту материальных прав работников в условиях банкротства предприятий.
    Исполнительный комитет ФНПР отмечает, что конкретный уровень социальной защищённости работников на предприятии, в отрасли, регионе во многом определяется степенью активности профсоюзных структур. Там, где профсоюзные организации, задействуя все формы и механизмы социального партнёрства, принимают участие в выработке решений органов государственной власти, участвуют в работе межведомственных комиссий, антикризисных штабов, взаимодействуют с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах и другими структурами власти, бизнеса и общества, очевидны существенные позитивные сдвиги: решаются проблемы повышения зарплаты бюджетников и установления регионального минимума заработной платы на уровне не ниже прожиточного минимума региона, контроля над уровнем социально значимых тарифов, сохранения рабочих мест путём приостановки закрытия предприятий и другие. И, наоборот, там, где профсоюзы пассивны наряду со структурами органов исполнительной власти в решении социально-экономических и социально-трудовых вопросов, последствия кризиса в полной мере ложатся на плечи работников.
    По поступающим в ФНПР обращениям членов профсоюзов, имеются  факты примиренческой позиции профкомов к несоблюдению работодателями трудовых норм, а в иных случаях и поддержки профсоюзными руководителями (без согласования с членами профсоюза) противозаконных действий работодателя. Такие профсоюзные деятели, по сути являясь штрейкбрехерами, должны заменяться на тех, кто реально представляет интересы работников.
    Некоторые членские организации ФНПР не исполняют решения коллегиальных органов ФНПР и не представляют или представляют нерегулярно информацию к профсоюзному мониторингу ситуации на рынке труда.
    В целях повышения результативности деятельности всех звеньев профсоюзов по защите социально-трудовых прав работников в текущей социально-экономической ситуации Исполнительный комитет ФНПР постановляет:
    1. Руководству ФНПР:
    1.1. инициировать рассмотрение Российской трёхсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений вопросов об индексации минимального размера оплаты труда в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации; индексации заработной платы работников бюджетных учреждений; о программе реструктуризации неконкурентоспособных предприятий; о дополнительном финансировании региональных программ, направленных на снижение напряжённости на рынке труда субъектов Российской Федерации;
    1.2. продолжить переговоры с социальными партнёрами по созданию дополнительных механизмов защиты доходов работников в случае неплатёжеспособности предпринимателя, а также ускорению пересмотра действующего законодательства в целях признания работников привилегированными кредиторами.
    2. Организациям профсоюзов всех уровней содействовать переизбранию профсоюзных руководителей, занимающих соглашательскую или пассивную позицию при нарушениях работодателями трудового законодательства Российской Федерации.
    3. Рекомендовать членским организациям ФНПР:
    3.1. систематически на заседаниях коллегиальных органов рассматривать вопрос о деятельности профсоюзных организаций в текущих социально-экономических условиях;
    3.2. подготовить и представить для обобщения в Департамент социально-трудовых отношений и социального партнёрства Аппарата ФНПР предложения по корректировке программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации;
    3.3. продолжить работу по проведению профсоюзного мониторинга ситуации в организациях (предприятиях), направить в Департамент социально-трудовых отношений и социального партнёрства Аппарата ФНПР информацию о причинах непредставления или нерегулярного представления данных профсоюзного мониторинга ситуации на рынке труда.
    4. Рекомендовать территориальным объединениям организаций профсоюзов:
    4.1. продолжить работу по заключению региональных трёхсторонних соглашений об установлении минимальной заработной платы, ежеквартально направлять информацию о действующих соглашениях в Департамент социально-трудовых отношений и социального партнёрства Аппарата ФНПР;
    4.2. при подготовке и рассмотрении региональных и муниципальных бюджетов добиваться индексации оплаты труда работников бюджетной сферы и других социальных выплат, представить в Департамент социально-трудовых отношений и социального партнёрства Аппарата ФНПР информацию о принятых в регионе решениях по этим вопросам;
    4.3. принимать участие в корректировке региональных программ, предусматривающих дополнительные меры, направленные на снижение напряжённости на рынке труда субъектов Российской Федерации, инициировать рассмотрение на заседаниях региональных трёхсторонних комиссий хода выполнения и результатов первого этапа реализации региональных программ;
    4.4. принимать участие в отборе предприятий регионального значения и градообразующих предприятий, претендующих на государственную поддержку по результатам рассмотрения предложений органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации на основании приказа Минрегиона России от 19.03.09 № 64.

 на главную | версия для печати 


    Powered by BESTWEB