На главнуюРеспубликанской организации профсоюза работников химических отраслей промышленности Башкортостана
на главнуюкарта сайтанаписать письмо
 


УралWeb. Регион в Интернете

www.solidarnost.org

www.fnpr.ru


Доклад «О внесении изменений и дополнений в Устав Федерации Независимых Профсоюзов России»

    Уважаемые товарищи, делегаты съезда, члены Генерального Совета и Контрольно-ревизионной комиссии ФНПР!
    Сегодня, накануне торжественного заседания съезда, посвященного знаменательной дате 100-летию профсоюзного движения в России и 15-летию образования ФНПР, мы с вами собрались на рабочее заседание нашего съезда, чтобы дать ответы на вопросы о будущем развитии Федерации Независимых Профсоюзов России, сделать практический шаг по пути дальнейшего укрепления нашего объединения, усиления профсоюзного единства и солидарности.
    К этому съезду мы с вами шли четыре года, а может быть и все 15 лет с момента образования Федерации Независимых Профсоюзов России. У истоков создания ФНПР в 1990 году стояли молодые, только что воссозданные российские отраслевые профсоюзы и территориальные профобъединения. Объединив свои усилия в этот сложный, переломный для профсоюзного движения период, мы смогли создать свой центр – Федерацию Независимых Профсоюзов России, сохранить профсоюзные организации и членов профсоюзов. В новых социально-экономических условиях российские профсоюзы не только заявили, но конкретными делами подтвердили свою приверженность главной цели – защите социально-трудовых прав и интересов работников, подтвердили гибкость и адекватность действий профсоюзов в ответ на внешние условия, которые нас сопровождают.
    Но жизнь ставит перед профсоюзами новые задачи, и мы вновь обязаны дать достойный ответ на усиливающееся давление на работника и его представителя – профсоюз – со стороны работодателей и структур государственной власти, с одной стороны, и возникновение в отдельных отраслях и регионах сепаратистских тенденций в профсоюзном движении – с другой.
    Сегодня ясно всем, что только сильное общероссийское профобъединение, пользующееся авторитетом и влиянием в обществе, способное организовать совместно с членскими организациями массовые коллективные действия трудящихся в поддержку своих требований, сможет решить поставленные задачи, обеспечить эффективную защиту интересов членов профсоюзов, добиться реального повышения уровня жизни, надежных социальных гарантий для человека труда.
    Основные направления организационного укрепления мы с вами вместе определили в 2001 году на IV съезде ФНПР. За прошедшие четыре года этот вопрос неоднократно обсуждался на заседаниях Генерального Совета, Исполкома Федерации, совещаниях руководителей членских организаций ФНПР.
    За этот период нами были разработаны и утверждены ряд документов, в которых получили дальнейшее развитие основные направления укрепления Федерации, закрепленные в решениях IV съезда. Это – система проведения Единой переговорной кампании, Комплексная программа ФНПР по усилению мотивации профсоюзного членства, концепции кадровой, молодежной, тендерной и информационной политики, Положение о координационных советах организаций профсоюзов в муниципальных образованиях, Рекомендации по регулированию взаимоотношений членских организаций ФНПР в вопросах профобслуживания, Примерный устав общероссийского профсоюза и Типовой устав территориального объединения организаций профсоюзов.
    Повторюсь еще раз: все эти документы разработаны на основе предложений членских организаций, прошли широкое обсуждение и утверждены решениями коллегиальных органов ФНПР. Все они реализуются в практической деятельности профсоюзных организаций. Многие положения этих документов уже внесены в уставы профсоюзов и территориальных профобъединений на прошедших съездах и конференциях.
    Сделав первый шаг, определив основные направления дальнейшего развития и укрепления Федерации, разработав конкретные механизмы их реализации, мы сегодня должны сделать следующий шаг – все наши совместные решения должны быть отражены в основном документе, регламентирующем деятельность ФНПР – в Уставе Федерации.
    Работа над поправками в Устав ФНПР началась еще в 2003 году, после проведения Общероссийского совещания руководителей членских организаций ФНПР. Тогда решение о проведении внеочередного съезда ФНПР по вопросу внесения изменений и дополнений в Устав не было принято. Членским организациям было предложено «усилить работу по организационному укреплению и совершенствованию структуры», обеспечить выполнение ранее принятых решений коллегиальных органов ФНПР по этим вопросам.
    Прошло два года, и мы вынуждены констатировать, что существенных изменений в вопросах организационного укрепления не произошло. Более того, сохраняются негативные тенденции в этих направлениях. Продолжается сокращение количества членов профсоюзов и первичных профсоюзных организаций. Не решаются или слабо решаются вопросы укрупнения отраслевых профсоюзов, сокращенная численность которых не дает им возможности эффективно защищать интересы своих членов. За этот период, с 2001 года произошло только одно объединение – это профсоюз работников химических отраслей «Содружество», присоединился к Нефтегазстройпрофсоюзу, что следует считать достаточно положительным явлением. Не решаются вопросы укрепления среднего звена – территориальных организаций профсоюзов. Медленно устраняются недостатки в структуре территориальных профобъединений. Но и здесь есть, конечно, переломные моменты в ряде организаций.
    Я хотел бы обратить ваше внимание на достаточно позитивную работу, которая проводится Московской федерацией профсоюзов и Общероссийским профсоюзом работников связи по преодолению такой ситуации, когда отдельный Московский профсоюз работников связи как бы сотрудничал, но не был структурной организацией Общероссийского профсоюза связистов. Сегодня это преодолено. Несколько месяцев назад на конференции были приняты соответствующие решения, и здесь также имеется положительное движение. Но, к сожалению, таких положительных моментов не так много, как хотелось бы, по сравнению с тем временем, которое прошло с того момента, когда достаточно принципиально мы с вами обсуждали эти вопросы и договорились их решать.
    Изменения и дополнения в Устав ФНПР, предлагаемые на утверждение съезда, подготовлены рабочей группой на основании предложений членских организаций ФНПР. В состав рабочей группы по решению Генсовета ФНПР вошли наиболее опытные и уважаемые руководители отраслевых профсоюзов, территориальных профобъединений и руководства Федерации. Предложения прошли широкое обсуждение в профсоюзных организациях, на заседаниях коллегиальных органов. Около 70 процентов членских организаций представили в рабочую группу свои отзывы. Ряд организаций полностью поддержали предложения рабочей группы. Остальные, в целом поддерживая концепцию изменений Устава ФНПР, предложили свои формулировки отдельных статей.
    Не могу не сказать о том, что действия по организационному укреплению нашей Федерации привлекают пристальное внимание внешних структур, часть из которых заинтересована в ослаблении профсоюзов и ФНПР в целом. Этими структурами распространяется заведомо ложная информация о предполагаемых изменениях в структуре и организационном строении Федерации. В результате, вместо конструктивной совместной работы по совершенствованию нашего основного документа, искусственно нагнеталась напряженность в отношениях между территориальными профобъединениями и отраслевыми профсоюзами, членскими организациями и руководством ФНПР. Предпринимаются откровенные попытки расколоть нашу Федерацию, растащив ее по отдельным отраслевым и региональным квартирам. Все мы прекрасно понимаем, что за этими действиями скрывается стремление добиться реализации своих узкокорпоративных интересов, а также стремление фактически лишить трудящихся их защитников – профсоюзов. Среди этих интересов есть и откровенно криминальные, направленные на захват собственности профсоюзов.
    Считаю своим долгом заявить этим «господам»: на протяжении своей вековой истории российскому профдвижению пришлось выдержать и не такие трудности. И каждый раз побеждал разум, солидарность профсоюзов, созданных трудящимися для совместной защиты своих классовых интересов. А профсоюзное движение выходило из этих ситуаций обновленным, окрепшим и готовым к новым действиям во имя человека труда, во имя своих членов.
    Подводя итог дискуссии, которая прошла в связи с обсуждением изменений и дополнений в Устав, хочу сказать, что все замечания членских организаций рассмотрены на заседаниях рабочей группы при активном участии руководителей членских организаций. Многие из них учтены при доработке предлагаемых изменений и дополнений в Устав. Предложения рабочей группы одобрены Генеральным Советом ФНПР. Они прошли правовую экспертизу правового отдела ФНПР и Федеральной регистрационной службы, которые подтвердили, что все предлагаемые изменения в Устав соответствуют законодательству.
    В то же время, работа над Уставом ФНПР подтвердила, что действующий Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» нуждается в существенной доработке, о чем мы с вами также не раз говорили. И те принципиальные моменты, которые мы сегодня обсуждаем, определят вектор будущих предложений по изменениям Закона «О профсоюзах…». В ближайшее время должны состояться парламентские слушания по этому вопросу, на которых мы должны заявить свою коллективную позицию, и в дальнейшем отстаивать ее всеми доступными профсоюзам методами при работе над законом и при работе с законодателями.
    Я не буду постатейно комментировать все предлагаемые изменения и дополнения в Устав ФНПР. Хочу остановиться на ряде моментов, которые вызвали наиболее острое обсуждение в членских организациях.
    В условиях перехода к рыночным отношениям Федерация Независимых Профсоюзов России смогла возродиться, выстоять и развиваться как крупнейшее общероссийское объединение профсоюзов во многом благодаря организационной структуре, основанной на вертикальных и горизонтальных связях. Отраслевые профсоюзы составляют основу Федерации, а территориальные профобъединения являются связующими звеньями на каждом уровне работы. 15 лет истории ФНПР подтвердили правильность такого подхода. Дальнейшая эффективность деятельности Федерации будет зависеть от того, насколько сильной будет «вертикаль» - общероссийские профсоюзы, защищающие отраслевые интересы своих членов, и прочной «горизонталь» - территориальные профобъединения, координирующие действия территориальных организаций этих профсоюзов и представляющие интересы членов профсоюзов в субъектах федерации. Все звенья этой системы тесно связаны между собой. Ослабление любого звена или их взаимных связей неминуемо приведет к ослаблению всей системы.
    Обсуждая проблему организационного укрепления Федерации, мы с вами пришли к единому мнению, что будущее профсоюзного движения России – в сильных общероссийских профсоюзах, объединенных на федеральном уровне ФНПР, а на региональном уровне – территориальными объединениями организаций профсоюзов, реализующими свои функции в субъектах Российской Федерации.
    Федерация Независимых Профсоюзов России изначально строилась как организация, состоящая из членских организаций двух типов: общероссийских, межрегиональных профсоюзов и территориальных объединений организаций профсоюзов. С момента создания ФНПР ее членские организации существенно отличались друг от друга по своей сущности, роли и построению структуры. Но в действующем Уставе об этих различиях практически не говорилось. Вместе с тем практика деятельности членских организаций, правовое поле, на котором они действуют, требуют внесения в Устав Федерации необходимых изменений, определяющих особенности этих членских организаций.
    Если общероссийские и межрегиональные профсоюзы – это, в первую очередь, объединения членов профсоюзов, то территориальные профобъединения – объединения структурных организаций этих профсоюзов, то есть юридических лиц.
    Как ФНПР объединяет и координирует действия членских организаций на федеральном уровне, так территориальные профобъединения координируют действия структурных организаций общероссийских, межрегиональных профсоюзов на региональном уровне. И в этом смысле территориальные профобъединения выражают и реализуют интересы профсоюзов, входящих в ФНПР, в субъекте Российской Федерации.
    Необходимо также учитывать, что взаимодействие организаций отраслевых профсоюзов не останавливается на уровне региона. Так, несколько лет действуют межпрофсоюзные объединения на уровне муниципальных образований – районные, городские координационные советы, представляющие интересы профсоюзных организаций, действующих на данной территории, в рамках социального партнерства с местными органами власти и управления. А сейчас, после вступления в действие 131 Федерального закона, в соответствии с которым все субъекты федерации будут состоять из сотен муниципальных образований, эта работа еще более актуализируется. По своей сути эти координационные советы являются представительствами территориальных профобъединений. Все эти положения предлагается закрепить в определении территориального объединения организаций профсоюзов как членской организации ФНПР.
    Отраслевые профсоюзы, со своей стороны, должны строить свои взаимоотношения с территориальными объединениями организаций профсоюзов, исходя из того, что профобъединения являются принципиально необходимой, неотъемлемой частью структуры Федерации. В Уставе ФНПР, а также в уставах профсоюзов, по нашему мнению, должно быть отражено, что территориальные, а также первичные (при отсутствии территориальных) организации отраслевых профсоюзов входят в территориальные объединения организаций профсоюзов.
    В решении задач защиты социально-трудовых прав и интересов трудящихся ФНПР активно взаимодействует с рядом общероссийских профцентров и отраслевых профсоюзов на основе соглашений. Отношения с организациями профсоюзов, не входящих в ФНПР, таких, как например, Российский профсоюз работников атомной энергетики и промышленности, Российский профсоюз работников малого и среднего бизнеса, профсоюз работников Российской Академии наук и ряд других, территориальные профобъединения также могут строить на основе подобных соглашений. Но наша постоянная задача – это проводить работу по вовлечению этих организаций в действительные члены профобъединений на основе их вхождения в Федерацию Независимых профсоюзов России. Все остальное – это переходный период, но он не может быть вечным. Та же самая ситуация существует и по отношению к каждому территориальным объединениям в регионах.
    Особенности двух видов членских организаций ФНПР – общероссийских, межрегиональных профсоюзов и территориальных объединений организаций профсоюзов – определяют разный подход к вопросу прекращения их членства в Федерации. Профсоюзы, объединяющие членов профсоюзов и выражающие их интересы на федеральном или межрегиональном уровне, могут изменяться, ликвидироваться, на основе решений своих руководящих органов входить и выходить из объединений профсоюзов, в том числе из ФНПР. Входя в ФНПР, профсоюз своими структурными организациями входит в территориальные профобъединения, действующие в субъектах Российской Федерации. Соответственно, территориальные объединения организаций профсоюзов, объединяющие структурные организации профсоюзов, входящих в ФНПР, не могут выйти из Федерации. Со своей стороны ФНПР не имеет права исключения их из состава Федерации. И это принципиальное различие должно быть, наверное, отражено в соответствующем разделе Устава ФНПР.
    Вместе с тем, и общероссийские, межрегиональные профсоюзы, и территориальные объединения организаций профсоюзов являются полноправными членскими организациями ФНПР, имеют равные права и обязанности, закрепленные в соответствующих статьях Устава.
    Хочу остановиться на еще одном вопросе – взаимодействии членских организаций ФНПР. Вся практика профсоюзной работы показывает, что эффективность деятельности профсоюзных организаций непосредственно зависит от согласованности действий отраслевых профсоюзов и территориальных профобъединений по таким основным вопросам, как заключение и выполнение коллективных договоров и соглашений, подготовка и проведение коллективных действий, структурные преобразования в организациях профсоюзов соответствующих территорий, другие организационные, кадровые и финансовые вопросы. Не спорить, кто главнее, не отстаивать свои корпоративные интересы, а объединить усилия в решении стоящих перед нами задач – в этом основа профсоюзного единства и солидарности, успешного решения стоящих перед нами задач.
    Необходимым условиям повышения эффективности деятельности Федерации, безусловно, является обеспечение выполнения решений, принимаемых коллегиальными органами ФНПР. Предлагается закрепить в Уставе механизм реализации решений Федерации, меры ответственности членских организаций и в первую очередь – ответственности руководителей. В случае невыполнения членской организацией Устава ФНПР, решений коллегиальных органов Федерации, неуплаты членских взносов профсоюзное обслуживание этой организации может быть приостановлено, а ее представители – лишены права решающего голоса на заседаниях коллегиальных органов ФНПР. Разумеется, такие меры могут применяться после заслушивания руководителя соответствующей организации и всестороннего обсуждения причин невыполнения. О результатах рассмотрения, наверное, необходимо проинформировать коллегиальные органы членской организации для принятия мер по устранению допущенных нарушений.
    О правомерности использования такой системы реализации принимаемых решений говорит тот факт, что она уже закреплена в уставах многих членских организаций ФНПР.
    Для повышения эффективности работы коллегиальных органов ФНПР предлагается также внести изменения в порядок их формирования. В соответствии с действующим Уставом Генеральный совет ФНПР формируется из представителей общероссийских, межрегиональных профсоюзов (по два представителя) и территориальных профобъединений (по одному представителю). Предлагается усовершенствовать принцип формирования Генерального Совета ФНПР на основе паритетного представительства от профсоюзов и территориальных профобъединений с учетом их численности.
    Следует сразу уточнить, что «паритетное» представительство предполагает равное количество представителей от общероссийских профсоюзов и от территориальных профобъединений. В то же время количество членов Генсовета от членских организаций, насчитывающих более миллиона членов, и от тех, численность которых составляет несколько тысяч, предлагается сделать различным. Так, например, сегодня профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации, в котором состоят 5,5 млн. членов профсоюза, и независимый профсоюз работников информационного телеграфного агентства России (ИТАР-ТАСС), где 1700 членов профсоюза, имеют в Генсовете по два представителя. При предлагаемом порядке формирования профсоюз ИТАР-ТАСС сможет делегировать одного представителя, а профсоюз работников народного образования – трех или четырех. Наверное, такое представительство членов профсоюзов в руководящем органе ФНПР будет более справедливым. Формирование руководящего органа с учетом численности членских организаций сегодня начинает все больше внедряться в практику работы территориальных профобъединений.
    Предлагалось также расширить состав Генерального Совета ФНПР и ввести в него главного редактора центральной профсоюзной газеты «Солидарность», председателя Молодежного Совета ФНПР и двух ректоров высших учебных заведений профсоюзов: Академии труда и социальных отношений и Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. Но это предложение рабочей группой поддержано не было, поэтому оно и не присутствует сегодня в предлагаемых материалах.
    Исполнительный комитет ФНПР в настоящее время сформирован из числа членов Генерального Совета ФНПР, рекомендованных ассоциациями отраслевых профсоюзов, советом председателей профсоюзов, не входящих в ассоциации, и ассоциациями профобъединений федеральных округов. При проведении заседаний постоянно приходится сталкиваться с ситуацией, когда тот или иной член Исполкома не может принять участия в заседании. Хорошо, если при этом его замещает другой представитель ассоциации по ее решению. Но чаще всего вместо руководителя членской организации в заседании Исполкома участвует его заместитель. Можно ли в таком случае считать заседание Исполкома абсолютно правомочным?
    Для того чтобы выйти из этой ситуации, предлагается закрепить в Уставе чисто техническую меру, которая давно применяется зарубежными объединениями профсоюзов. Вместе с избранием Исполкома утвердить состав заместителей членов Исполкома, которые будут исполнять обязанности в случае отсутствия действительного, или титулярного, члена Исполкома. Разумеется, кандидатуры заместителей должны быть рекомендованы теми же ассоциациями, что и члены Исполкома.
    Не буду подробно комментировать все предлагаемые изменения и дополнения в Устав ФНПР, они у вас имеются. Следует только еще раз подчеркнуть, что все они направлены на организационное укрепление нашей Федерации и повышение эффективности нашей совместной деятельности.
    Хочу обратить ваше внимание, что при работе над Уставом не ставилась задача провести ревизию всего документа. Мы знаем, что в нем есть ряд статей, в которые необходимо внести редакционные изменения. Такие предложения мы получили и от ряда членских организаций. Все они будут учтены при подготовке очередного VI съезда ФНПР, который состоится в будущем 2006 году.
    Мы пошли на внесение этого вопроса на внеочередной съезд для того, чтобы решить самые основные вопросы повышения эффективности нашего взаимодействия и всем вместе, коллективно определить дальнейшие направления развития Федерации.
    На последнем заседании рабочей группы, заседании организационной комиссии Генерального Совета практически все возражения по предлагаемым изменениям были сняты, была достигнута, практически, единогласная поддержка этих документов. Поэтому сегодня эти документы выносятся на обсуждение съезда для принятия изменений и дополнений в Устав. Я уверен, что мы с вами сделаем правильный выбор.
    Спасибо за внимание.

 на главную | версия для печати 


    Powered by BESTWEB