На главнуюРеспубликанской организации профсоюза работников химических отраслей промышленности Башкортостана
на главнуюкарта сайтанаписать письмо
 


УралWeb. Регион в Интернете

www.solidarnost.org

www.fnpr.ru


ПРЕДЛОЖЕНИЯ В УСТАВ ФНПР - МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ В УСТАВ - МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

    В членских организациях ФНПР продолжается обсуждение предложений по внесению изменений и дополнений в Устав ФНПР. Но (удивительное дело!) иногда предметом обсуждения становятся не предложения рабочей группы, а домыслы и догадки отдельных профсоюзных руководителей. При этом рождаются удивительные мифы, которые мы постараемся сегодня развеять.

    Миф первый: “Вопрос рассмотрения дополнений и изменений в Устав ФНПР на внеочередном съезде ФНПР является неподготовленным, непроработанным и, соответственно, преждевременным”.*

    Реальность: Работа над поправками в Устав ФНПР началась в 2003 году, после проведения Общероссийского совещания руководителей членских организаций ФНПР. В основе предложений рабочей группы – вопросы, которые в течение последних лет неоднократно обсуждались на заседаниях коллегиальных органов Федерации. Согласованная позиция по этим вопросам закреплена в решениях Генерального Совета и Исполкома ФНПР. Многие предлагаемые изменения уже внесены в уставы профсоюзов и территориальных профобъединений на прошедших съездах и конференциях.

    Миф второй: “Территориальные проф-объединения переводятся в разряд отделений или филиалов ФНПР”.

    Реальность: Предлагаемые поправки не изменяют существующей структуры ФНПР. В полном соответствии с действующим законодательством территориальные профобъединения, так же как отраслевые профсоюзы, являются полноправными членскими организациями Федерации, имеют статус юридического лица, владеют профсоюзной собственностью и в разряд “отделений ФНПР” не переводятся.

    Миф третий: “Предлагаемые изменения ущемляют права территориальных профобъединений (вариант – отраслевых профсоюзов), нарушают равенство прав и обязанностей членских организаций ФНПР”.

    Реальность: Права и обязанности членских организаций Федерации закреплены в 8 и 9 статьях Устава ФНПР. Они одинаковы как для профсоюзов, так и для территориальных профобъединений. Есть лишь различия в вопросах прекращения членства в ФНПР, основанные на разной сути образования 2-х видов членских организаций.

    Миф четвертый: “Формирование Генсовета с учетом численности членских организаций приведет к нарушению паритета между профсоюзами и территориальными профобъединениями (вариант – профсоюзы с численностью менее 400 тысяч членов профсоюза не будут иметь своего представителя в Генеральном Совете ФНПР)”.

    Реальность: Все членские организации, как и прежде, будут представлены в составе Генсовета. А вот количество представителей предлагается сделать разным: от самых мелких организаций – 1 человек, от крупных – 3. При этом количество представителей от профсоюзов и от территориальных профобъединений предлагается оставить равным.

    Миф пятый: “Председатель Молодежного совета ФНПР (вариант – ректор высшего учебного заведения профсоюзов) на должность назначается, а не избирается, следовательно в состав выборного коллегиального органа – Генерального Совета ФНПР входить не может”.

    Реальность: Согласно Положению о Молодежном совете ФНПР председатель избирается на заседании Молодежного совета и утверждается в должности решением коллегиального органа – Исполкома ФНПР, так же как и ректоры высших учебных заведений профсоюзов, которые избираются собраниями коллективов вузов. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством состав Генерального Совета избирается съездом. Устав определяет только принцип формирования Генсовета.

    Миф шестой: “ФНПР хочет «порешать» внутренние проблемы членских организаций, например, кому и с кем нужно объединяться”.

    Реальность: Предлагается дать Генсовету право вносить на рассмотрение членских организаций предложения по реорганизации профсоюзов, направленные на их укрепление и повышение эффективности деятельности по защите социально-трудовых прав и интересов членов профсоюзов. Решение о необходимости реорганизации каждый профсоюз принимает самостоятельно.

    Миф седьмой: “Введение единого профсоюзного билета потребует замены профбилетов всех профсоюзов, входящих в ФНПР”.

    Реальность: В предложениях рабочей группы речь идет об утверждении Исполкомом единой формы профсоюзного билета, которая фактически была введена еще в 1994 году. На основе этой единой формы разработаны профсоюзные билеты большинства общероссийских и межрегиональных профсоюзов, входящих в ФНПР, что соответствует принципу взаимного признания профсоюзного членства. Нет необходимости в проведении дополнительного обмена профбилетов.

    Миф восьмой: “Положение о том, что Председателем ФНПР может быть избран член профсоюза, входящего в ФНПР, ущемляет права территориальных профобъединений”.

    Реальность: Равенство прав профсоюзов и профобъединений подтверждается следующим положением данной статьи: предложения по кандидатуре на должность Председателя Федерации вносятся членскими организациями ФНПР.

    Миф девятый: “Предлагаемые изменения и дополнения в Устав ФНПР противоречат действующему законодательству”.

    Реальность: Данные поправки, внесенные рабочей группой, в целом соответствуют действующему законодательству, которое допускает самостоятельное определение внутренних структурных взаимоотношений, возможность делегирования части полномочий по представлению интересов Федерации членским организациям, в том числе территориальным объединениям организаций профсоюзов, а также принятие мер, направленных на укрепление внутреннего единства и исполнительской дисциплины.

    Чтобы не порождать новых “мифов”, рекомендуем пользоваться информацией, размещенной на официальном сайте ФНПР www.fnpr.org.ru. С предложениями рабочей группы по внесению изменений и дополнений в Устав ФНПР можно ознакомиться в разделе “Навстречу V (внеочередному) съезду ФНПР”.

* Все цитаты подлинные и заимствованы из отзывов членских организаций.

Заместитель председателя ФНПР
Татьяна ФРОЛОВА
газета "Солидарность" №33 (14/09/05)

 


УСТАВ ФНПР И СТРУКТУРА ПРОФСОЮЗОВ РОССИИ

    В настоящее время, в преддверии внеочередного съезда Федерации независимых профсоюзов России, идет обсуждение проекта изменений и дополнений в Устав ФНПР, в определенной мере затрагивающих вопросы совершенствования структуры членских организаций ФНПР, их статуса, полномочий, роли и сущности в российском профсоюзном объединении.

    Изначально ФНПР строилась как организация, состоящая из членских организаций двух типов: общероссийских (или отраслевых) профсоюзов и межсоюзных региональных объединений, ранее - советов профсоюзов, теперь - территориальных объединений организаций профсоюзов (ТООПов). С момента создания ФНПР её членские организации существенно отличались друг от друга по своей сущности, роли и построению структуры. Но в действующем Уставе ФНПР об этих различиях не говорилось. Вместе с тем, практика деятельности членских организаций и правовое поле, на котором они действуют, по моему мнению, требуют внесения в Устав Федерации необходимых изменений, определяющих принципиальные различия таких членских организаций Федерации.

    Общероссийские и межрегиональные профсоюзы, это, в первую очередь, объединения граждан. А ТООПы - объединения юридических лиц организаций, структурных подразделений профсоюзов.

    Профессиональные союзы, объединяющие своих членов и структуры и выражающие их интересы на федеральном или межрегиональном уровне, могут изменяться, ликвидироваться, на основе решений своих руководящих коллегиальных органов входить и выходить из объединений профсоюзов, в том числе и из ФНПР. В случае если позиция, поступки или бездеятельность профессионального союза противоречат коллегиально принятым решениям Федерации, в соответствии с Уставом членство в Федерации может быть прекращено.

    ТООПы, а ранее - советы профсоюзов, созданные в 50-ых годах прошлого века как социальные партнеры местных органов хозяйственного управления - Совнархозов, объединяют структуры общероссийских профсоюзов на региональном уровне. Кроме этого, как ФНПР объединяет и выражает общие интересы профсоюзов на общероссийском уровне, так и региональные объединения - ТООПы выражают общие интересы структур этих же профсоюзов на своём региональном уровне, а также являются представителями, проводниками решений Федерации на своей территории. 
    Поэтому, исходя из особенности ТООПов как членских организаций ФНПР, они не должны иметь права выхода, а ФНПР - права исключения их из своего состава. И это принципиальное положение должно быть закреплено в Уставе.

    Необходимо также учитывать, что структурирование профсоюзных сообществ не останавливается как на уровне общероссийских и межрегиональных профсоюзов, так и на уровне территориальных объединений организаций профсоюзов. Так, несколько лет действуют структуры этих объединений, которые создаются в рамках муниципальных образований - районные, городские координационные советы, которые, объединяя опять-таки организации профессиональных союзов на этих территориях, являются по сути структурными подразделениями ТООПов, представляющими их интересы в рамках социального партнерства с местными органами власти и управления, а также интересы организаций профсоюзов, действующих на данной территории, и ФНПР. Необходимо также отметить, что отраслевые профсоюзы, со своей стороны, должны строить взаимоотношения с территориальными объединениями организаций профсоюзов исходя из того, что ТООПы являются принципиально необходимой структурой профсоюзов России. В Уставе Федерации, а также в уставах профсоюзов должно быть записано, что территориальные, а также первичные (если на территории субъекта РФ отсутствуют территориальные структуры) организации отраслевых профсоюзов, входящих в ФНПР, в обязательном порядке входят в территориальные объединения организаций профсоюзов.

    С другой стороны, полноправными членами ТООПов не могут быть иные профсоюзные организации, не являющиеся структурными подразделениями отраслевых профсоюзов, входящих в ФНПР. Работу с такими организациями ТООПы могут вести только на уровне соглашений. Статистика показывает, что в настоящее время в регионах существуют “профсоюзы”, не имеющие определенной отраслевой принадлежности, имеется достаточное количество “первичных” организаций, не поддерживающих отношений ни с одним из общероссийских профсоюзов. Все это дробит структуры профсоюзов России, ослабляет их, создает определенные трудности при ведении переговоров и заключении тарифных соглашений на отраслевом уровне.

    В ходе обсуждения предложений по Уставу ФНПР возникают вопросы, касающиеся общих принципов организационного строения и деятельности Федерации, её членских организаций, равенства их прав и обязанностей. По-моему мнению, к этим вопросам мы должны подходить, базируясь на том, что организационная структура профсоюзов и их объединений не должна быть жесткой и зафиксированной навсегда. Дело в том, что профсоюзная структура имеет свои особенности и не всегда вписывается в общие рамки, в том числе и в рамки закона “Об общественных объединениях”. Поэтому, исходя из принципа разумности и целесообразности, на профсоюзную структуру не следует переносить общие принципы.

    Малочисленные, раздробленные профсоюзы ограничены в возможности эффективно реализовывать свои защитные функции. Мы заинтересованы в сильных, крупных профсоюзах - членских организациях ФНПР, имеющих соответственно и сильные структуры на местах, в первую очередь - территориальные организации. Этот постулат не является новым, но сегодня вопросы укрепления профсоюзов за счёт объединения нескольких близких по интересам реально обсуждаются и переходят из разряда теоретических в практические. Межрегиональный профсоюз работников химических отраслей “Содружество” вошел в состав “Нефтегазстройпрофсоюза”. По моему мнению, объединение профсоюзов оборонных отраслей промышленности в один мощный профсоюз позволит решить многие стоящие перед нами проблемы, в частности, проблему укрепления среднего звена. Повторю ещё раз, профсоюзы и ТООПы - это разные по сути членские организации ФНПР.

    Все это требует четко прописать в Уставе Федерации статус двух типов членских организаций, учитывая их особенности и различий. Если мы этого не сделаем сейчас, то нам грозит в будущем угроза распада на многочисленные и не зависящие друг от друга федерации, что существенно ослабит профсоюзное движение.

    Отмечу также, что предлагаемые изменения и дополнения ни в коей мере не затрагивают прав, в том числе имущественных, а также обязанностей территориальных объединений организаций профсоюзов и их деятельности, В какой-то мере отдельные предложения об изменениях и дополнениях в Устав ФНПР не в полной мере стыкуются с законодательством. Вместе с тем, федеральный закон “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”, принятие которого для своего времени было положительным для профсоюзов шагом, требует доработки, так как многие реалии деятельности как профсоюзов, так и работодателей и государственных органов претерпели изменения. И закон должен учитывать эти реалии, а также особенности статуса и деятельности членских организаций ФНПР и профсоюзов, и территориальных объединений их организаций.

    В настоящее время в Государственной думе ведется работа над совершенствованием закона, а 25 октября состоятся парламентские слушания на тему “Направление совершенствования законодательства о профессиональных союзах с учетом истории и опыта их деятельности”.

Председатель Всероссийского профсоюза работников оборонной промышленности
Андрей ЧЕКМЕНЕВ
газета "Солидарность" №33 (14/09/05)

 

 на главную | версия для печати 


    Powered by BESTWEB