На главнуюРеспубликанской организации профсоюза работников химических отраслей промышленности Башкортостана
на главнуюкарта сайтанаписать письмо
 


УралWeb. Регион в Интернете

www.solidarnost.org

www.fnpr.ru


Информация отдела Аппарата ФНПР по взаимодействию с Федеральным Собранием Российской Федерации «О работе Федерации Независимых Профсоюзов России с федеральными органами законодательной власти в период весенней сессии 2006 года и задачах профсоюзов на осеннюю сессию 2006 года»

    14 июля 2006 года завершилась весенняя сессия Федерального Собрания Россий-ской Федерации. Всего Государственной Думой было рассмотрено на пленарных заседаниях 448 проектов законов, из них приняты 140 федеральных законов (136 одобрены Советом Федерации ) и 3 федеральных конституционных закона.
    ФНПР принимала активное участие в процессе законотворчества, и прежде всего в работе над проектами федеральных законов, затрагивающих права и интересы профсоюзов и непосредственно связанных с реализацией положений Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2005-2007 годы.
    В период весенней сессии 2006 года важнейшим этапом совершенствования трудового законодательства стало принятие Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» . Федеральный закон направлен на устранение имеющихся противоречий и неточностей некоторых норм Трудового кодекса Российской Федерации, выявленных в результате обобщения правоприменительной практики, на исключение возможности неоднозначного толкования его отдельных положений, на укрепление правовой защиты работников, на совершенствование трудового законодательства с учетом сохранения определенного баланса интересов всех субъектов трудовых отношений. Работа над поправками велась совместно с представителями профсоюзов, работодателей и правительства. В текст вошли 650 поправок, одобренные всеми сторонами социального партнерства. Новый текст закона дополнен 13 новыми статьями. Изменения внесены почти в 300 статей ТК РФ, основные концептуальные положения его сохранены.
    Этот закон является итогом работы всех сторон социального партнерства в рамках действующей на протяжении трех лет при Комитете Государственной Думы по труду и социальной политике рабочей группы при участии всех сторон социального партнерства. Решения рабочей группы по поправкам в ТК РФ принимались только при наличии согласования рассматриваемых поправок представителями всех сторон Российской трехсторонней комиссии.
По тексту Кодекса заменяется понятие «организация» на понятие «работодатель». Этим фактически уравниваются в правах и обязанностях индивидуальные (частные) предприниматели и организации. Теперь индивидуальному предпринимателю предоставляется право и обязанность ведения трудовых книжек, заключения коллективных договоров.
    Значительной корректировке подверглись положения, касающиеся трудового договора. Существенные условия теперь разделяются на обязательные, которые могут быть изменены только с согласия работника, и дополнительные, которые вносятся по желанию сторон. 
    Серьезной корректировке подверглись также положения о заключении срочного или бессрочного трудового договора. Все случаи заключения срочного трудового договра исчерпывающим образом прописаны в статье 59. В остальных случаях заключается бессрочный трудовой договор.
    Трудовой кодекс дополняется статьей, которая направлена на усиление института социального партнерства и предусматривает обязанность органов государственной власти и местного самоуправления при принятии нормативных актов, содержащих нормы трудового права, учитывать мнение комиссии по регулированию социально-трудовых отноше-ний соответствующего уровня, а в случае отсутствия таких комиссий – мнение соответствующих профсоюзов и объединений работодателей. Система социального партнерства дополнена межрегиональным уровнем.
    Установлен строгий запрет на выплату заработной платы в виде долговых обязательств, расписок, купонов. Конкретизируется материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы: обязанность соответствующей компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя. Кроме того, усилена уголовная и административная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы.
    Вводится новое понятие «базовый оклад», при этом предусмотрены полномочия Правительства Российской Федерации определять базовые уровни оплаты труда, обязательные для соблюдения во всех государственных и муниципальных учреждениях. Базовые уровни оплаты труда являются государственными гарантиями по оплате труда.
    Закреплена обязанность Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений разрабатывать единые рекомендации по установлению на всех уровнях систем оплаты труда ежегодно до внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
    Порядок исчисления средней заработной платы для оплаты ежегодных отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска изменяется: средний дневной заработок будет исчисляться за последние 12 календарных месяцев, а не за последние 3 месяца. Коэффициент расчета среднего заработка для расчета отпускных за счет увеличения количества праздников изменяется с 29,6 на 29,4, что приведет к увеличению сумм отпускных выплат.
    Работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также работающим в полевых условиях или участвующим в работах экспедиционного характера, предусмотрено возмещение работодателем расходов.
    Уточнены правила поведения работника в период приостановления работы в случае задержки выплаты заработной платы: во время приостановки работы работник может отсутствовать на рабочем месте; исключается (как лишнее требование к работнику) необходимость предупреждать работодателя о начале простоя в письменной форме.
    Определенной корректировке подверглись положения, касающиеся защиты трудовых прав работников, коллективных трудовых споров, проведения забастовок, работы вахтовым методом, сезонной работы, работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, а также определяющие особенности регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц с семейными обязанностями и других).
    Федеральным законом в главу 35 Трудового кодекса, регламентирующую организацию охраны труда, включается дополнительная статья, посвященная государственной экспертизе условий труда. Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
    Статьи Кодекса, которые имели серьезные пробелы, дополнены, но это не означает, что работа над совершенствованием ТК РФ закончена.
    Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике принял решение о продолжении работы в формате постоянно действующей рабочей группы с участием представителей сторон Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений для обобщения правоприменительной практики и подготовке предложений по дальнейшему совершенствованию трудового законодательства с учетом сохранения определенного баланса интересов всех субъектов трудовых отношений.

    Проблемы заработной платы, доходов и уровня жизни населения были и остаются в центре внимания ФНПР. 
    Затяжной характер по вине правительственной стороны приняла борьба ФНПР за пересмотр минимальной потребительской корзины. В ходе рассмотрения Государственной Думой потребительской корзины, предложенной правительственным законопроектом, профсоюзы настояли на увеличении доли расходов на предметы первой необходимости, санитарии и лекарства для пенсионеров (с 10% до 15%) и детей (с 10 % до 12 %), включении транспортных услуг для пенсионеров (150 поездок в год) и др., а также на внесении в текст закона нормы о том, что потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации определяется не реже одного раза в пять лет. По предложению профсоюзов Советом Федерации принято протокольное решение в целях увеличения количественного и качественного набора потребительской корзины для повышения прожиточного минимума и качества жизни граждан России рекомендовать Правительству Российской Федерации создать рабочую группу по пересмотру Методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации.
    При активном участии ФНПР Комитетом Государственной Думы по труду и социальной политике 4 июля 2006 года был проведен «круглый стол» на тему "О проекте единых рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) по установлению в 2007 году на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов". Участники «круглого стола» рекомендовали:
    Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений:
    • ускорить разработку единых рекомендаций по системам оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов на федеральном, региональном и местном уровнях на 2007 год;
    • в рамках разработки указанных единых рекомендаций провести на очередном заседании 21 июля 2006 года обсуждение и принять решение о сроках и размерах повышения заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений в 2007 году;
    • дальнейшую разработку единых рекомендаций вести с учетом указанного решения и соответствующих показателей проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год».
Правительству Российской Федерации рекомендовано:
    • обеспечить разработку, утверждение и введение в качестве эксперимента с 1 января 2007 года базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников государственных и муниципальных учреждений для отдельных отраслей (сфер деятельности), для остальных отраслей (сфер деятельности) сохранить в 2007 году системы оплаты труда на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений;
    • обеспечить своевременную разработку и утверждение профессиональных квалификационных групп и критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, для отраслей (сфер деятельности), в которых с 1 января 2007 г. вводятся базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы;
    • осуществлять переход на новую систему оплаты труда работников федеральных государственных учреждений отдельных отраслей (сфер деятельности) при условии обеспечения одновременного существенного повышения заработной платы, для чего предусмотреть в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год" необходимые средства, а также средства для оказания финансовой помощи субъектам Российской Федерации на указанные цели.
    • подготовить и в кратчайшие сроки внести в Государственную Думу предложения по дальнейшему, на предстоящий трехлетний период, повышению минимального размера оплаты труда;
    Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
    • учитывать в обязательном порядке единые рекомендации по системам оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов на федеральном, региональном и местном уровнях, на 2007 год при установлении региональных систем оплаты труда (в том числе тарифных систем оплаты труда) работников государственных и муни-ципальных учреждений;
    • осуществлять переход на новые системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на основе единых общефедеральных подходов к формированию региональных систем оплаты труда при условии обеспечения одновре-менного существенного повышения заработной платы.
    Принятый в первом чтении в мае 2006 года проект федерального закона № 145263-4 «О внесении изменений в федеральный закон «О несостоятельности (банкротст-ве)»  (в части совершенствования законодательства о банкротстве) устанавливает порядок выплат денежных средств кредиторам первой очереди за причинение вреда жизни и здоровью, в случае если такие лица не имеют обязательной социальной страховки от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Однако, по мнению ФНПР, принцип соразмерного удовлетворения требований кредиторов путем «дробления» накопленной задолженности в зависимости от этапов ее образования превалирует и препятствует реализации Конвенции МОТ № 95 «Об охране заработной платы». В итоге, в условиях действия п.6. ст.64 ГК РФ – «требования кредиторов из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица считаются погашенными», это приводит к ущемлению конституционных прав работников на заработную плату в полном объеме, противоречит принципу приоритета оплаты труда над другими требованиями кредиторов, включая государство. ФНПР направила свои предложения по поправкам ко второму чтению. Работа над проектом продолжается.

    В первом полугодии 2006 года важным этапом для реализации положений Генерального соглашения в части развития рынка труда и содействия занятости населения стало обсуждение на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений правительственного проекта Концепции действий на рынке труда на 2006 – 2010 годы. Профсоюзная сторона настаивала на серьезной доработке этого документа, наполнении его конкретными предложениями, рассмотрении плана реализации Концепции. Если Концепция, доработанная с учетом мнения профсоюзов, будет одобрена на заседании Правительства РФ, то для ее реализации, вероятно, потребуется разработка и принятие нескольких нормативно-правовых актов.
    В период весенней сессии 2006 года Государственной Думой были приняты федеральные законы, направленные на совершенствование миграционной политики и государственного регулирования рынка иностранной рабочей силы.
    Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»  нацелен на упрощение системы регистрации и учета иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства и по месту пре-бывания в Российской Федерации. 
    Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»  устанавливает упрощенные процедуры выдачи разрешений на временное проживание в Российской Федерации и разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы. 
    Помимо норм, облегчающих положение иностранных граждан в России, закон затрагивает вопросы установления трудовых миграционных квот. Закон предусматривает, что квота на выдачу разрешений на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации для всех категорий иностранных работников с учетом социально-экономического развития Российской Федерации, потребности в привлечении иностранных работников, эффективности использования иностранной рабочей силы и ее вклада в экономику и социальную сферу. Закон дополнительно устанавливает, что иностранные граждане могут работать только в пределах субъекта РФ, на территории которого выдано разрешение на работу.
    При подготовке законопроекта ко второму чтению ФНПР предлагала внести в него поправки, предусматривающие участие РТК в механизме выдачи разрешений на временное проживание в Российской Федерации и разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы. Это предложение учтено не было, но в ходе подготовки проекта ко второму чтению в его текст были внесены другие поддерживаемые ФНПР поправки. В частности, по сравнению с первоначальной редакцией Федеральный закон допускает обжалование отказа территориального органа в сфере миграции в выдаче разрешений на временное проживание в федеральный орган в сфере миграции и в суд.
    В целом Федеральный закон создает предпосылки для вывода нелегальных мигрантов из теневого сектора. При этом, облегчая положение иностранных граждан по сравне-нию с ранее действующим порядком, закон стимулирует направление миграционных потоков в правовое русло.

    В весеннюю сессию 2006 года Федеральное Собрание уделило значительное вни-мание вопросам развития системы образования, проблемам его соответствия потребностям рынка труда.
    Принят Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 12 и 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»,  направленный на совершенствование системы управления учреждениями высшего профессионального образования. Закон вводит процедуру аттестации кандидатов на должности ректоров в целях свободного обсуждения кандидатур коллективами вузов, учредителями и общественными организациями.
    Закон предусматривает также введение в высших учебных заведениях должности президента. Непосредственно управлять высшим учебным заведением будет ректор, а президент высшего учебного заведения по согласованию с ректором должен осуществлять следующие полномочия: участие в деятельности попечительского совета и иных органов самоуправления вуза; участие в разработке концепции развития вуза; представительские функции (в частности, в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями); участие в решении вопросов совершенствования учебной, научной, воспитательной, организационной и управленче-ской деятельности высшего учебного заведения. Данные нормы законодательно закрепляют распространенную практику учреждения должности президента вуза, на которую, как правило, избираются бывшие ректоры, обладающие опытом руководящей и научной работы и пользующиеся заслуженным авторитетом. Например, образовательное учреждение профсоюзов «Академия труда и социальных отношений» с середины 2005 года воз-главляют ректор (А.А. Шулус) и президент (Н.Н. Гриценко). Соответствующее решение закреплено постановлением Исполнительного Комитета ФНПР от 15 июля 2005 года «О президенте и ректоре АТиСО», отражено в Положении о статусе президента Академии труда и социальных отношений (принято на заседании Ученого совета АТиСО 26.05.2005 г.).
    В июне Правительство РФ внесло в Государственную Думу проект федерального закона № 312734-4 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Фе-дерации» , в котором предлагается предоставить право объединениям работодателей, являющихся основными потребителями подготовленных в системе профессионального образования специалистов, участвовать в прогнозировании и мониторинге рынка труда. Действующее законодательство содержит отдельные положения, дающие право объединениям предпринимателей (работодателей) участвовать в разработке нормативных актов и вносить в установленном порядке предложения о принятии законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы работодателей. Но, по мне-нию Правительства РФ, такие положения неконкретны и не обеспечены механизмами реализации.
    По мнению Правительства РФ, принятие законопроекта № 312734-4 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» создаст предпосылки для устранения несоответствия между спросом и предложением на рынке труда и положительно скажется на качестве профессионального образования. В соответствии с решением Совета Госдумы от 6 июля 2006 года законопроект направлен для подготовки отзывов, предложений и замечаний: Президенту РФ, в комитеты Госдумы, в Совет Федерации, законодательные и исполнительные органы власти субъектов РФ, в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально трудовых отношений.
    Проблемы высшего профессионального образования, в контексте его сотрудничества с бизнес-сообществом, были рассмотрены 21 марта 2006 года в Государственной думе на парламентских слушаниях "Эффективное партнерство высшей школы и бизнес-сообщества как условие качества и конкурентоспособности российского образо-вания: законодательный аспект". В этом мероприятии приняли участие представители ФНПР.
    По итогам состоявшейся дискуссии Государственной Думе РФ было рекомендова-но:
    • в течение 2006-2007 гг. провести при участии образовательного и бизнес-сообщества обсуждение различных моделей партнерства с целью законодательного обеспечения инновационного развития образовательной сферы на основе общефедеральных приоритетов, принципов и подходов; 
    • рассмотреть законодательные аспекты обеспечения реальной ресурсоприв-лекательности российской системы образования, создания законодательных основ по расширению возможностей участия работодателей и их объединений в организации профессионального образования, определения прав и обязанностей работодателей по подготовке кадров в системе профессионального образования, включая возможность заключения договоров с образовательными учреждениями на подготовку кадров, финансово-материальной поддержки работодателями обучающихся, безвозмездной передачи ими имущества и имущественных прав образовательному учреждению, в том числе за счет принятия мотивированных налоговых преференций, участия работодателей в работе органов самоуправления образовательного учреждения;
    • разработать законодательные основы эффективного использования населением страны образовательного кредитования (образовательной ипотеки), а также другие нормативные документы, обеспечивающие более широкое привлечение внебюджетных средств в систему образования на основе налоговых льгот, преференций, частичного и полного возврата кредитов;
    Правительству Российской Федерации рекомендовали: 
    • внедрить прозрачную конкурсную систему государственной поддержки и экспертизы инновационных образовательных программ, проектов, грантов с активным привлечением представителей бизнес-сообщества; продолжить формирование оптимальной сети федеральных государственных образовательных организаций, реализующих про-граммы профессионального высшего образования, способной обеспечить современный уровень качества соответствующих образовательных услуг с учетом потребностей отечественного рынка труда; 
    • обеспечить правовые условия и стимулы для расширения экспорта российского образования и повышения его конкурентоспособности в европейском и мировом образовательном пространстве; 
    • разработать систему стимулов и преференций для привлечения бизнеса к финансированию профессионального образования и, при необходимости, подготовить соответствующие законодательные предложения.

    В развитие законодательства о социальной защите и социальных гарантиях был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы».  Закон устанавливает Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы право на получение ежемесячной денежной выплаты (20 тыс. руб.) с 1 июля 2006 г. с ее последующей индексацией аналогично базовой части трудовой пенсии. 
    По сравнению с внесенным в Госдуму вариантом законопроекта размер ЕДВ был увеличен : первоначально предполагалось выплачивать этим категориям граждан 15 тысяч рублей. Общественным организациям Героев Социалистического труда и кавалеров ордена Трудовой славы также предоставляются льготы и гарантии, аналогичные тем, которые предусмотрены для общественных организаций Героев Советского Союза и Героев России и полных кавалеров ордена Славы. Также этим категориям граждан предоставляется право бесплатно пользоваться залами официальных делегаций (VIP-залами) аэропортов, аэровокзалов и вокзалов.
    В весеннюю сессию 2006 года принят также Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности».  Закон восстанавливает право на обеспечение бесплатным (пайковым) углем на бытовые нужды лиц, которые проживают в домах, оборудованных кухонными очагами на угле , и пользовались данной социальной гарантией в соответствии с Федеральным законом от 20 июня 1996 года № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» до внесения в него изменений Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятие федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"» и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"».
    Внесены изменения в статью 20 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»  о перерасчете (при достижении пенсионером возраста 80 лет) размера базовой части трудовой пенсии по старости без заявления пенсионера. 
    В первом чтении принят проект федерального закона № 185394-4 «О внесении из-менений в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».  Проект дополняет базовый закон положениями о сроке представления (1 месяц) работодателем сведений о застрахованных лицах при ликвидации и снятии его с учета в качестве страхователя в органах Пенсионного фонда РФ.

    В развитие национального проекта по здравоохранению принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организа-ции местного самоуправления в Российской Федерации»» , который дополняет список медицинских учреждений, в которых оказывается первичная медико-санитарная помощь на территории городского округа и муниципального района, установленный Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», соответственно амбулаторно-поликлиническими и стационарно-поликлиническими учреждениями.
Внесена поправка в бюджет Фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации, которая предусматривает начисление на денежные выплаты врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, врачам общей практики (се-мейным врачам), медицинским сестрам участковых врачей-терапевтов, участковых врачей-педиатров, медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) коэффициентов за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями .

    В целях защиты жилищных прав граждан велась работа над комплексом изменений в жилищное законодательство. 
    Принят Федеральный закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» . Закон упрощает процедуру государственной регистрации прав на отдельные объекты недвижимого имущества. Но эти задачи решаются законом не в полной мере. Так, для оформления кадастрового плана земельного участка, предоставление которого требуется для государствен-ной регистрации прав, необходимы дорогостоящие работы по землеустройству. Для удешевления этой процедуры необходимы поправки в федеральные законы «О государственном земельном кадастре», «О землеустройстве». Также закон продлевает сроки бесплатной приватизации жилья до 1 марта 2010 года. 
    В первом чтении принят проект федерального закона № 151947-4 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», в статью 292 части первой Гражданского кодекса Российской Федера-ции»  (по вопросу совершенствования жилищного законодательства). Законопроект представляет собой комплексный акт, статьи которого посвящены решению проблем, воз-никших в связи с введением в действие с 1 марта Жилищного кодекса РФ. Законопроект содержит важные положения, касающиеся, в частности, возможности приватизации жилых помещений гражданами, вставшими на учет до 01.03.2005 года (то есть до введения в действие Жилищного кодекса РФ), а также деприватизации помещений малоимущими гражданами без установления для них какого-либо срока; первоочередного и внеочередного предоставления гражданами жилых помещений. Предусматриваются изменения, направленные на защиту жилищных прав отдельных категорий граждан, которые занимают служебные помещения и общежития. Предлагается, в том числе, сохранить обязательства государства по капитальному ремонту ветхого жилья, установить норму предоставления жилого помещения по договору социального найма. Следует отметить, что принятие данного законопроекта стало возможным благодаря решению Конституционного суда РФ и настойчивым обращениям профсоюзных организаций всех уровней к депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации.

    Принят внесенный Президентом РФ Федеральный закон «О порядке рассмотре-ния обращений граждан Российской Федерации».  Значение данной сферы долго недооценивалось, до последнего времени вопросы рассмотрения обращений регулировались Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1968 года. Поддерживая данный закон, ФНПР отмечала, что он регламентирует порядок разрешения предложений, заявлений и жалоб, поступающих только от граждан и только в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам, в том время как подавляющее большинство предприятий не являются государственными, а их руководители и другие работники, осуществляющие управленческие функции, не относятся к категории должностных лиц. Миллионы граждан, работающих на таких предприятиях, фактически будут лишены воз-можности решать свои проблемы путем обращения к своим руководителям, которые хотя и не являются должностными лицами, но выполняют управленческие функции.
    Закон также не регламентирует порядок рассмотрения обращений организаций, юридических лиц. Однако их обращения в государственные органы направлены на защиту прав и законных интересов своих членов, акционеров и т.д., то есть граждан. Эти недостатки ФНПР предлагала устранить ко второму чтению проекта (поправки, устанавливающие единый порядок и сроки обращения и рассмотрения предложений, заявлений и жалоб как для граждан, так и для предприятий, учреждений, общественных и иных организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм в органы и к лицам, в компетенцию которых входит разрешение поставленных в обращениях вопросов).
    Результатом доработки проекта ко второму чтению стало 85 принятых поправок. Среди них поправки членов МФДГ «Солидарность» Ф.И.Гайнуллиной и А.К.Исаева, предлагающие в ряде случаев вместо термина «обращение» использовать термин «жалоба», то есть воспринимать его как просьбу гражданина о восстановлении или защите нарушенных прав и законных свобод. К сожалению, другие содержательные поправки Ф.И.Гайнуллиной и А.К.Исаева приняты не были.
    Снят с рассмотрения проект федерального закона № 261581-4 «О внесении изменений в Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" . Законопроектом предлагалось предоставить право субъектам Российской Федерации самостоятельно устанавливать места проведения публичных меро-приятий, маршруты шествий и демонстраций, а также расширить перечень мест, в которых запрещается проведение публичных мероприятий, дополнив этот перечень зданиями, занимаемыми федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. ФНПР направила в адрес Председателя Ко-митета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных орга-низаций отрицательное заключение на проект федерального закона, в котором отметила, что предоставление субъектам Российской Федерации права самостоятельно устанавливать места проведения публичных мероприятий и расширение перечня мест, где запрещено проводить публичные мероприятия, с одной стороны, существенно ограничивает конституционные права граждан РФ и, с другой стороны, противоречит статье 21 Междуна-родного пакта о гражданских и политических правах (1966 г.), в соответствии с которым признается право на мирные собрания и пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям.

    Из блока «Экономическая политика» в сфере внимания ФНПР находились проек-ты федеральных законов, направленные на создание новых предпосылок ускорения соци-ально-экономического развития страны; защиту прав потребителя.
    Федеральный закон «О защите конкуренции»  заменяет собой два действующих закона: Закон РСФСР от 22 марта 1991 года № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и Федеральный закон от 23 июня 1999 года № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» - и тем самым устанавливает единые нормы по защите конкуренции на товарных рынках и на рынках финансовых услуг; создает предпосылки повышения качества экономического развития, защиты потребителя от необоснованного повышения цен.
    Согласно Федеральному закону «О внесении изменения в статью 54 Федерального закона «О связи»  теперь не подлежит оплате абонентом-гражданином телефонное соединение, установленное в результате вызова другим абонентом, кроме установленного с помощью телефониста с оплатой за счет вызываемого лица.
    Проект федерального закона № 45270-4 «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (в части сроков установления тарифов на электрическую и тепловую энергию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации)  предполагает установление более ранних сроков утверждения тарифов на электрическую и тепловую энергию, позволяющих учесть величину этих тарифов при обсуждении проекта бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год уже в первом чтении. Тем самым становится возможным определение уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации величин тарифов на электрическую и тепловую энергию на очередной финансовый год с учетом новых предельных тарифов до внесения проекта бюджета субъекта Российской Федерации в законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации. Для этого предлагается обязать органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливать тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую электроснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до внесения проекта бюджета субъекта Российской Федерации в законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации на рассмотрение. Законопроект планируется к дальнейшему рассмотрению в осеннюю сессию 2006 года.
    По мере снижения общей налоговой нагрузки возрастает значение такого фактора, как налоговое администрирование. Целью Федерального закона «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законода-тельные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования»  является совершенствование налогового контроля, упорядочение налоговых проверок и документооборота в налоговой сфере, улучшение условий для самостоятельного и добросовестного исполнения налогоплатель-щиками конституционной обязанности по уплате законно установленных налогов и сбо-ров, расширение законодательно закрепленных гарантий соблюдения прав и законных ин-тересов налогоплательщиков.
    Проект федерального закона № 294450-4 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»  предусматривает внесение изменений в пять глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Изменения, преду-смотренные законопроектом, связаны с практикой применения налога на доходы физиче-ских лиц, единого социального налога, налога на прибыль организаций, налога на имуще-ство организаций и земельного налога. Законопроектом уточняется положение о нормах, в пределах которых суточные, выплачиваемые налогоплательщику за время командирова-ния, не подлежат налогообложению. Предлагается использовать те же нормы суточных, которые утверждены Правительством РФ, применительно к налогу на прибыль организа-ций. Вносятся изменения в части увеличения социальных налоговых вычетов на обучение в образовательных учреждениях и лечение в медицинских учреждениях Российской Фе-дерации. В настоящее время размер каждого из таких вычетов ограничен суммой 38 тыс. руб. ежегодно, которая без изменений применяется с 2004 г. Законопроектом предлагает-ся, начиная с 2007 г., установить предельный размер каждого из таких социальных выче-тов на уровне 50 тыс. рублей. 
    В целях стимулирования развития добровольного медицинского страхования пред-лагается разрешить учитывать при определении социального вычета не только фактиче-ские расходы налогоплательщиков на оплату своего лечения, но и их взносы страховым организациям по договорам добровольного личного страхования, которыми предусматри-вается оплата страховщиками исключительно услуг по лечению застрахованных физиче-ских лиц. В перечень объектов, при строительстве либо приобретении которых предостав-ляется имущественный налоговый вычет, помимо включенных в него жилых домов, квар-тир или долей, включаются также комнаты. Законопроект уточняет норму о налогопла-тельщиках, осуществляющих самостоятельное декларирование доходов, полученных по гражданско-правовым договорам от лиц, не являющихся налоговыми агентами, поскольку такими лицами могут быть не только физические лица, но и организации (например, при совершении банком платежа физическому лицу по собственному беспроцентному вексе-лю или выплате доходов по дилерским операциям с финансовыми инструментами). По-скольку физические лица могут заключать между собой не только гражданско-правовые, но и трудовые договоры, предлагается учесть это в данной норме, а также включить в ука-занный подпункт организации, не являющиеся налоговыми агентами. 
    ФНПР в своем заключении поддерживает увеличение социального налогового вы-чета на 12000 рублей, но отмечает, что этим социальным налоговым вычетом могут вос-пользоваться в основном относительно благополучные граждане. Для низкооплачиваемых категорий граждан гораздо важнее увеличение стандартного налогового вычета, который давно не меняется, несмотря на рост минимального размера оплаты труда (МРОТ) и про-житочного минимума. Вместе с социальным вычетом профсоюзы предлагают увеличить стандартный налоговый вычет. 
    Формировалась правовая база создания особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Федеральные законы «О внесении изменений в Федеральный за-кон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»  и «О внесении из-менений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 1 Фе-дерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»  на-правлены на развитие туризма и санаторно-курортной сферы Российской Федерации. Ими определяются особенности создания и прекращения существования туристско-рекреационных особых экономических зон (туристско-рекреационных ОЭЗ), а также ус-ловия осуществления предпринимательской деятельности на их территориях, в том числе особенности землепользования, административного регулирования и налогообложения (под туристско-рекреационной деятельностью в данных законах понимается создание, ре-конструкция, развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, а также развитие и оказание услуг в сфере туризма и отдыха). Для стимулирования инвестиционной активно-сти резидентов туристско-рекреационных ОЭЗ устанавливаются особенности администра-тивного режима, порядка предоставления налоговых преференций, режима землепользо-вания. 
    О необходимости федерального закона о развитии сельского хозяйства профсою-зы долго дискутировали с исполнительной властью. Актуальность такого закона возраста-ет и в связи с реализацией национальной программы в агропромышленной сфере, и в свя-зи с предстоящим вступлением России в ВТО. На рассмотрении Государственной Думы находится проект федерального закона № 280439-4 «О развитии сельского хозяйства» . Законопроект нацелен на проведение единой государственной агропродовольственной политики и определяет полномочия федеральных органов исполнительной власти по реа-лизации государственной агропродовольственной политики с учетом того, что поддержка сельскохозяйственного производства отнесена к полномочиям субъектов Российской Фе-дерации. Законопроектом предусмотрена ежегодная подготовка федеральным органом ис-полнительной власти по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства Национального доклада о ходе и результатах реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования агропродовольственных рынков, подлежащей опубликованию в установленном порядке, который должен содержать основные показатели и прогноз раз-вития сельскохозяйственного производства и агропродовольственного рынка, а также предложения по корректировке государственной агропродовольственной политики.
    Комитету Государственной Думы по аграрным вопросам при доработке указанного законопроекта ко второму чтению поручено путем законодательного закрепления обеспе-чить установление основных принципов и направлений аграрной политики государства и механизмов их реализации, предусматриваемых проектом национальной программы под-держки сельского хозяйства и регулирования продовольственных рынков на 2007–2009 годы и приоритетным национальным проектом «Развитие агропромышленного комплек-са», и в этих целях:
    • предусмотреть меры государственной поддержки, в том числе определения размера субсидирования процентных ставок по кредитам, повышение доступности систе-мы кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, и сельских индивидуальных предпринимателей;
    • определить основные условия и размер субсидирования страховых взносов при страховании урожая сельскохозяйственных культур сельскохозяйственными товаро-производителями;
    • определить меры по обеспечению государственной поддержки доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей и ее размер, позволяющие им увеличить ко-личество приобретаемых семян, минеральных удобрений, средств защиты растений, го-рюче-смазочных материалов, ветеринарных препаратов, молодняка скота и птицы, молоди рыб для рыболовства, кормов и других материально-технических ресурсов, необходимых для организации сельскохозяйственного производства;
    • установить условия финансирования мероприятий по повышению плодоро-дия земель, реконструкции, строительству и эксплуатации мелиоративных систем, прове-дению агрохимических, противоэрозионных, культуртехнических работ и обновлению основных фондов;
    • уточнить условия и порядок регулирования рынка сельскохозяйственной продукции;
    • установить порядок утверждения федеральным законом государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования аграрно-продовольственных рынков.
    Участники парламентских слушаний «О проекте федерального закона "О разви-тии сельского хозяйства"»  рекомендовали: 
    Правительству Российской Федерации:
    в кратчайшие сроки доработать представленный в Государственную Думу проект Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования агропродо-вольственных рынков для внесения его на утверждение одновременно с проектом феде-рального закона "О федеральном бюджете на 2007 год"; 
    ускорить подготовку и внесение в Государственную Думу проектов федеральных законов "О семеноводстве сельскохозяйственных культур и возделывании трансгенных растений", "О племенном животноводстве", "О мерах по стимулированию инвестиций в развитие агропромышленного комплекса Российской Федерации", "О социальном разви-тии сельских поселений"; 
    при внесении в Государственную Думу проекта закона "О федеральном бюджете на 2007 год" предусмотреть необходимые средства на реализацию федерального закона "О развитии сельского хозяйства" и обеспечение программы приоритетного развития аг-ропромышленного комплекса.
    Проблемы развития отраслей российской промышленности рассматривались и на других парламентских слушаниях, в которых активное участие принимали представители соответствующих отраслевых профсоюзов системы ФНПР. 
    Участники слушаний "О законодательном обеспечении технического перевоо-ружения отраслей машиностроения в Российской Федерации"  рекомендовали Пра-вительству Российской Федерации:
    • ускорить разработку и принятие Государственной стратегии развития граж-данского машиностроения и стратегии развития станкоинструментальной промышленно-сти на период до 2015 года;
    • разработать предложения по стимулированию системы коммерческого ли-зинга технологического оборудования для перевооружения отраслей машиностроения, обеспечивающие благоприятные условия для частных капиталовложений в отраслевые коммерческие лизинговые организации;
    • ускорить решение проблем урегулирования прав собственности на земель-ные участки, находящиеся под приватизированными предприятиями, обеспечив введение оптимального варианта расчета платы за землю, приемлемого для предприятий обрабаты-вающей промышленности с целью дальнейшего их развития; 
    • при завершении переговоров о вступлении Российской Федерации во Все-мирную Торговую Организацию добиваться достаточно длительного переходного перио-да, необходимого для вхождения в правовое поле ВТО, сохранив на переходный период возможность поддержки российского экспорта, участия российских товаропроизводите-лей в крупнейших инвестиционных проектах на территории Российской Федерации;
    • в рамках реализации Концепции национальной системы стандартизации, ут-вержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2006 г. № 266-р, принять необходимые меры по развитию стандартизации в области машино-строения, в том числе для обеспечения доказательной базы технических регламентов в этой области. Обеспечить необходимое финансирование работ по стандартизации, вклю-чая затраты на научные исследования в этой сфере.
    Участники парламентских слушаний "Законодательное обеспечение развития отечественной автомобильной промышленности"  отмечали, что отечественное авто-мобилестроение - отрасль машиностроения, активно влияющая на процессы экономиче-ского и социального развития Российской Федерации. Производство автомобильной тех-ники осуществляется в тесной кооперации с предприятиями электротехнической, метал-лургической, химической, электронной, легкой и других отраслей промышленности, что обеспечивает занятость более 4 млн. человек. Вклад автомобилестроения в ВВП России составляет около 2,6%, в ЕС - 3%.
    Участники парламентских слушаний рекомендовали Правительству Российской Федерации:
    • внести необходимые коррективы в Концепцию развития автомобильной промышленности России;
    • разработать и утвердить в рамках Федеральной целевой программы "Нацио-нальная технологическая база" на 2007-2011 годы подпрограмму "Создание прогрессив-ных автотранспортных технологий для автомобильной техники нового поколения, обес-печивающих выполнение перспективных международных требований по экологии, энер-госбережению и безопасности";
    • рассмотреть вопрос о дополнительных мерах защиты российского автомо-бильного рынка методами таможенно-тарифного и технического регулирования с учетом возможного вступления России в ВТО;
    • разработать комплекс мер по борьбе с контрафактной продукцией, посту-пающей на рынок автомобильных компонентов;
    • внести изменения в нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, регулирующие ввоз импортных узлов и агрегатов;
    • предусмотреть выделение средств федерального бюджета на финансирова-ние возмещения из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по лизинго-вым операциям и кредитам, полученным предприятиями автомобильной промышленности в российских банках на цели модернизации производства и освоение новой техники;
    • при рассмотрении инвестиционных проектов, осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства, учитывать в числе основных приоритетов необхо-димость развития отечественной автомобильной промышленности, включая создание пер-спективной отечественной автомобильной техники с использованием семейства унифици-рованных платформ и модульного проектирования, а также создание региональной сети предприятий по утилизации автотранспортных средств;
    • разработать проекты федеральных законов о внесении изменений в ряд фе-деральных законов, включая Федеральный закон "О безопасности дорожного движения", Федеральный закон "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с ино-странными государствами", Федеральный закон "О техническом регулировании", в нало-говое законодательство;
    • ускорить разработку и внесение в Государственную Думу проекта феде-рального закона - технического регламента "О безопасности автотранспортных средств", а также ряда проектов федеральных законов о специальных технических регламентах;
    • обеспечить, начиная с 2007 года, предоставление средств федерального бюд-жета на субсидирование процентной ставки по кредитам, полученным в российских бан-ках под экспортные операции, отечественным производителям экспортируемой автомо-бильной продукции.

    В 2006 году начала свою деятельность Общественная палата РФ. Представители профсоюзов, члены Общественной палаты РФ, формируют новые каналы взаимодействия профсоюзов с органами власти в решении существенных вопросов социальной политики. Так, Комиссия Общественной палаты по вопросам социального развития предложила вер-нуться к идее государственных социальных стандартов. Идею поддержал вице-премьер Д. Медведев, возглавляющий Совет по реализации национальных проектов, несмотря на то, что она будет затратной для бюджета. Совет Общественной палаты РФ утвердил перечень законопроектов (из числа рассматриваемых Госдумой) для проведения общественной экс-пертизы. Данный перечень формировался с учетом мнения ФНПР.

    В период осенней сессии Федерального Собрания Российской Федерации 2006 года будет продолжена работа по совершенствованию трудового законодательст-ва с учетом потребностей практики применения и на основе сотрудничества представите-лей работников, работодателей и государства. ФНПР будет принимать активное участие в составе постоянно действующей рабочей группы при Комитете Госдумы по труду и соци-альной политике.
    ФНПР будет настаивать, чтобы в период осенней сессии 2006 года были приняты важные законодательные решения по вопросу повышения минимального размера опла-ты труда до уровня прожиточного минимума трудоспособного человека .
    На рассмотрении Госдумы находится проект федерального закона № 145263-4 «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (в части совершенствования законодательства о банкротстве) . В данном проекте ФНПР предлагает заложить приоритет оплаты труда работников перед другими требованиями кредиторов.
    ФНПР настаивает на пересмотре действующего законодательства с целью исключе-ния понятия МРОТ из областей права, не связанных с трудовыми отношениями. В настоящее время в российском законодательстве есть два не связанных друг с другом ко-личественных показателя МРОТ, на базе которых: 1) определяется минимальный уровень оплаты труда работников и 2) производится исчисление налогов, сборов, штрафов и дру-гих платежей. Например, во внесенном 06.02.2006 года депутатами Государственной Ду-мы А.П.Москальцом, В.Н.Плигиным, А.Н. Харитоновым, А.Н.Стрельниковым законопро-екте № 266232-4 «О внесении изменений в кодекс Российской Федерации об администра-тивных правонарушениях», предлагающем усилить ответственность за правонарушения на дорогах, МРОТ опять используется в качестве норматива для исчисления штрафов. Но категория «минимальный размер оплаты труда» была введена Трудовым кодексом РФ ис-ключительно для установления обоснованного уровня конституционных гарантий по ми-нимальной заработной плате и не предполагает другого назначения. ФНПР будет поддер-живать законопроекты, направленные на устранение подобных коллизий, а также реко-мендовать вносить необходимые коррективы при рассмотрении законопроектов, исполь-зующих термин «МРОТ» не по назначению.
    Госдума 09.06.2006 года приняла в первом чтении проект федерального закона № 286563-4 «Об автономных учреждениях». Проект предусматривает создание нового типа государственного (муниципального) учреждения – автономного учреждения, для оказания услуг по осуществлению предусмотренных законодательством РФ функций го-сударства (муниципальных образований) в сфере науки и научного обслуживания, обра-зования, здравоохранения, социальной защиты, занятости населения, физической культу-ры и спорта. При этом автономные учреждения должны действовать наряду с сущест-вующими государственными и муниципальными учреждениями, однако в отличие от по-следних будут обладать большей самостоятельностью в отношении переданного им на условиях оперативного управления имущества и в осуществлении поставленных перед ними целей и задач в сфере социальных услуг, закрепленных в уставе автономного учре-ждения.
    Профсоюзы признают необходимость совершенствования деятельности учреждений бюджетной сферы, однако в данной редакции законопроект не поддерживают. У проф-союзов возникают обоснованные опасения, что принятие законопроекта приведет к сни-жению качества тех услуг, которые государство оказывало в сфере образования, здраво-охранения и культуры. ФНПР по предложениям Ассоциации профсоюзов работников не-производственной сферы РФ подготовила замечания и предложения ко второму чтению проекта, которое намечено на 13.09.2006 года. Профсоюзы настаивают на необходимости широкого общественного обсуждения законопроекта. Общественная палата РФ также объявила о намерении провести собственную экспертизу данного законопроекта .
    Кроме того, по мнению профсоюзов, прежде реформирования деятельности учреж-дений бюджетной сферы необходимо принять проект федерального закона «О государст-венных социальных стандартах», который устанавливал бы общий порядок разработки, утверждения и применения государственных социальных стандартов, обеспечивающих реализацию социальных гарантий и прав граждан на образование, здравоохранение, жи-лище, социальное обеспечение, на участие в культурной жизни и пользование учрежде-ниями культуры и на получение квалифицированной юридической помощи.

    Началась работа над проектом федерального бюджета на 2007 год и проектами бюджетов внебюджетных фондов (пенсионного, обязательного медицинского страхова-ния, социального страхования), а также законопроектом о страховых тарифах от несчаст-ных случаев на производстве и профзаболеваний. Это традиционно ключевое направление взаимодействия ФНПР с законодательными органами власти в осеннюю сессию Феде-рального Собрания РФ.
    Задача профсоюзов в связи с рассмотрением проекта федерального бюджета на 2007 год   увеличение социальной составляющей расходов бюджета, увеличение размера фи-нансовой помощи региональным и муниципальным бюджетам, средств на повышение ми-нимального размера оплаты труда, дополнительное финансирование жилищно-коммунальных расходов и политики занятости, увеличение государственной поддержки северных территорий. 
    ФНПР ежегодно обсуждает проект федерального бюджета на заседаниях Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений еще до его внесения в Государственную Думу. Заседание РТК по обсуждению проекта федерального бюджета на 2007 год запланировано на 11 августа 2006 года. ФНПР также взаимодейству-ет с депутатами Госдумы, участвующими в его подготовке на этапе «нулевого» чтения. До рассмотрения проекта «О федеральном бюджете на 2007 год» в первом чтении ФНПР, как обычно, направит в Государственную Думу свое заключение, содержащее анализ соци-альных параметров проекта, а также конкретные предложения по их оптимизации.

    Рассмотрение в период осенних сессий Государственной Думы проектов государ-ственных внебюджетных фондов и связанных с ними законопроектов в последние годы вскрывает многообразные проблемы российской системы социального страхования: де-фицит и утрату устойчивости государственных внебюджетных фондов; нецелесообраз-ность введения единого социального налога и последующего снижения его ставки; низкий уровень пенсионного и медицинского обеспечения; неучастие в системе пенсионного страхования самозанятого населения, работников малого и среднего бизнеса, АПК. На разрешение этих проблем направлена деятельность рабочей группы по совершенствова-нию системы социального страхования, созданной в соответствии с постановлением Го-сударственной Думы ФС РФ от 21 декабря 2005 года № 2624-IV ГД. Представители ФНПР активно включились в работу этой группы.
    ФНПР рассчитывает, что результатом деятельности рабочей группы будет пакет проектов федеральных законов, направленных на концептуальное реформирование рос-сийской системы социального страхования, а в новой системе законодательного обеспе-чения социального страхования будут учтены принципиальные позиции профсоюзов, га-рантирующие социальную защиту наемных работников:
    • обеспечение реальной автономности страховых фондов от решения бюджетных за-дач;
    • обязательность законодательного установления экономически обоснованных на ба-зе актуарных расчетов тарифов страховых взносов (в отличие от единого социального на-лога), обеспечивающих согласованный социальными партнерами уровень замещения за-работка работника при наступлении страхового случая;
    • определение объемов страхового возмещения, условий и степени участия субъек-тов страхования в формировании финансовой базы страховых фондов, в т.ч. поэтапное вовлечение работников в формирование страховых систем при условии соответствующего роста их реальной заработной платы;
    • законодательное закрепление нормативов обеспечения по социальному страхова-нию на уровне не ниже международных, установленных конвенциями и рекомендациями МОТ.

    В осеннюю сессию Государственной Думы 2006 года будет продолжена работа по совершенствованию законодательства о профессиональных союзах с учетом рекомен-даций парламентский слушаний в Государственной Думе от 15 ноября 2005 года «На-правления совершенствования законодательства о профессиональных союзах с учетом ис-тории и опыта их деятельности». В итоговом документе слушаний зафиксировано, что не-обходимо
    • продолжить работу по совершенствованию законодательства, обеспечивающего правовую основу деятельности общественных объединений и наиболее массовых органи-заций – профессиональных союзов с целью выявления и устранения в нем противоречий и неточностей; 
    • внести в Гражданско-процессуальный кодекс РФ норму, предоставляющую проф-союзам право обращаться в суд с исками в защиту прав неопределенного круга лиц по де-лам, вытекающим из публичных правоотношений;
    • предусмотреть в Уголовном кодексе РФ и Кодексе РФ об административных пра-вонарушениях ответственность работодателей и их представителей, нарушающих права профессиональных союзов, закрепленных в Конституции РФ и действующем законода-тельстве, прежде всего за воспрепятствование законной деятельности профсоюзов и их органов. 
    Правительству Российской Федерации рекомендовано: 
    • повысить правовой статус Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в том числе как субъекта правотворческого процесса по социально-трудовым и экономическим вопросам, повысить статус Генерального соглаше-ния между общероссийскими объединениями профессиональных союзов, общероссий-скими объединениями работодателей и Правительством РФ как механизма реализации социального партнерства в сфере труда, предусмотрев адекватные санкции за неисполне-ние или ненадлежащее исполнение обязательств Соглашения; 
    • разработать действенный механизм распространения соглашений на работодателей и работников, повысить ответственность сторон социального партнерства за проведение переговорного процесса по заключению соглашений и коллективных договоров до начала организации профсоюзами акций протеста;
    • ускорить подготовку ратификации Европейской социальной хартии, Конвенции МОТ № 151 «О защите права на организацию и процедурах определения условий занято-сти на государственной службе», Конвенции МОТ № 154 «О содействии коллективным переговорам», Конвенции МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспече-ния», Конвенции МОТ № 144 «О трехсторонней консультациях, касающихся междуна-родных норм труда», других конвенций МОТ по социально-экономическим вопросам;
    • законодательно закрепить обязательство работодателей отчислять часть средств по нормативу от числа всех работающих на предприятии на нужды профсоюзных организа-ций, связанные с разработкой коллективных договоров, соглашений с федеральными, ре-гиональными органами власти и органами местного самоуправления, а также для оплаты услуг экспертов и консультантов, на организацию обучения работников и должностных лиц по вопросам права, социально-трудовым и экономическим проблемам и информаци-онную деятельность;
    • ускорить разработку и принятие рамочного федерального закона «О государствен-ных внебюджетных фондах Российской Федерации» и федеральных законов «О государ-ственных социальных стандартах», «Об обязательном медицинском страховании», в кото-рых определить нормативы обеспечения по социальному страхованию на уровне не ниже международных норм и стандартов. 
    ФНПР со своей стороны должна активно взаимодействовать с исполнительными и законодательными органами государственной власти с целью создания необходимых ус-ловий для более полной реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации и возможности профсоюзов в полной мере реализовать полномочия, предос-тавленные им законодательством. 
    ФНПР выступает за принятие проекта федерального закона № 317259-3 «О внесе-нии изменений в статью 10 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и в статью 10 Федерального закона «О противо-действии экстремистской деятельности»»  Законопроект предлагает исключить запре-щенную международными нормами возможность приостановления деятельности проф-союза (его первичной организации) в административном порядке. 
    Генеральная прокуратура отказывается поддерживать законопроект во втором чте-нии, ссылаясь на возможность проявления экстремизма в деятельности профсоюзов и за-прещение в статье 13 Конституции РФ деятельности общественных объединений по под-рыву безопасности государства. ФНПР считает позицию Генеральной прокуратуры про-тиворечивой. Согласно статье 15 Конституции РФ общепризнанные нормы международ-ного права являются составной частью ее правовой системы. Поэтому роспуск, запрет на создание профессиональных союзов, как особого вида общественных объединений, за-щищаемых как международным правом, так и специальным законом Российской Федера-ции, по любым основаниям должны происходить только в судебном порядке.

    На решение задач по социально-экономической защите северян направлены про-екты федеральных законов «О методике районирования Севера Российской Федерации», «О районировании Севера Российской Федерации» и «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и при-равненных к ним местностях», работу над которыми вела рабочая группа (с участием представителей ФНПР) при Комитете Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока. Однако перечисленные проекты дорабатываются и пока не вносятся официально в Государственную Думу и не выносятся на обсуждение общественности. Кроме того, требует разрешения проблема включения междувахтового периода (времени междувахтового отдыха работника (работников)) на территории северного региона в стаж работы, дающий право на получение гарантий и компенсаций.

    Законодательный процесс динамичен, и от различных субъектов права законода-тельной инициативы продолжают поступать новые законопроекты. До конца 2006 года палатам Федерального Собрания РФ предстоит рассмотреть порядка полутора сотен про-ектов федеральных законов  в реализацию положений Послания Президента РФ Федеральному Собранию в 2006 году.
    После утверждения Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации программы законопроектной работы на период осенней сессии 2006 года, как обычно, будет сформирован перечень законопроектов, затрагивающих права и интересы профсоюзов. Этот перечень будет размещен на официальном сайте ФНПР.

 

Отдел Аппарата ФНПР по взаимодействию
с Федеральным Собранием Российской Федерации,
телефон для справок (495)9387838

 на главную | версия для печати 


    Powered by BESTWEB