На главнуюРеспубликанской организации профсоюза работников химических отраслей промышленности Башкортостана
на главнуюкарта сайтанаписать письмо
 


УралWeb. Регион в Интернете

www.solidarnost.org

www.fnpr.ru


Аналитический материал «О некоторых результатах и проблемах развития накопительного компонента пенсионной системы»

    С 2003 года застрахованные лица, участвующие в обязательной накопительной системе, получили возможность распоряжаться средствами накопительной части своей трудовой пенсии, передав ее в частные финансовые институты. В 2004 году управляющие компании, а в 2005 году негосударственные пенсионные фонды получили доступ к этим средствам.
    По итогам проведенного в 2003 году конкурса ПФР были заключены 62 договора доверительного управления с 55 управляющими компаниями - некоторые компании предложили на выбор застрахованным более одного инвестиционного портфеля.
    Начиная с 2004 г., к деятельности по обязательному пенсионному страхованию были допущены и негосударственные пенсионные фонды. По состоянию на 1 октября 2005 г. 94 негосударственных пенсионных фонда получили право участвовать в работе со средствами пенсионных накоплений государственного обязательного пенсионного страхования (общее количество НПФ – 298). 
    Средства пенсионных накоплений застрахованных лиц, не воспользовавшихся правом выбора УК или НПФ, по закону передаются в доверительное управление государственную управляющую компанию (ГУК) - Внешэкономбанк. 
    До настоящего времени эксперты отмечают недостаточную информированность и недоверие населения к способности государства защитить их накопления, что служит причиной низкой активности граждан в формировании своих пенсионных накоплений (в первый и все последующие годы воспользовались своим правом не более 2% тех, кто мог это сделать). О низкой эффективности проводимой информационно-разъяснительной работы говорит тот факт, что в первое время у простых граждан возникала масса вопросов о сущности накопительной пенсии, критериях выбора управляющих компаний, сроках и способах подачи заявлений о выборе управляющей компании и т.д. 
    Неспособность федеральных органов власти своевременно принимать необходимые нормативные акты привело к запаздыванию на этапе вступления в накопительную систему негосударственных пенсионных фондов с принятием необходимых для их работы нормативных актов.
    Проблемными аспектами развития накопительной системы обязательного пенсионного страхования продолжает оставаться нестабильная доходность по средствам, как оставшимся в государственной управляющей компании, так и переданным частным управляющим компаниям, недостаточная емкость российского финансового рынка для принятия дополнительных инвестиций в экономику России, низкий уровень гарантий государства за обеспечение сохранности пенсионных средств.
    Серьезной ревизией базовых принципов реформы стало вызванное желанием покрыть увеличившийся в связи со снижением ставки ЕСН дефицит бюджета ПФР, одновременно уменьшив финансовую нагрузку на федеральный бюджет, решение об  исключении средневозрастного поколения граждан из числа участников, формирующих накопительную составляющую трудовой пенсии, и перенос сроков перехода к 6-процентной ставке накопительных отчислений для младшего поколения застрахованных лиц.
    В целом,  попытки создать условия для финансовой устойчивости пенсионной системы, изменить подход людей к формированию своей будущей пенсии, ликвидировать дефицит бюджета ПФР в условиях старения населения и привлечь в экономику «длинные» деньги, фактически пока не увенчались успехом.
    Многие проблемы развития накопительного компонента пенсионной системы вызваны нерешенностью до настоящего момента вопроса низкого уровня оплаты труда подавляющего числа населения; отсутствием должной координации и взаимодействия органов исполнительной власти, задействованных в реформе; непоследовательностью пенсионной политики, характеризующейся внезапной сменой правил игры, пересмотром курса реформы, краткосрочными финансовыми решениями, подрывающими доверие общества к серьезности намерений государства в отношении реформы. 

Приложение 1.

Результаты реализации права застрахованных лиц на выбор способа формирования и  инвестирования средств пенсионных накоплений.

 

 2003 г.

 2004 г.

 2005 г.

 Выбрали УК, чел.

 700 000 

 118 834
(+заявления за пред. гг.) 

  149 833
(+заявления за пред. гг.)

 Выбрали НПФ, чел.

 не участвуют в ОПС 

 256 952

 689 816
(+заявления за пред. гг.)

 Всего заявлений, шт.

 700 000 

 375 786 

 841 326


    Общая сумма средств пенсионных накоплений за 2002-2004 годы, составляет почти 177, 3 миллиарда рублей, из них:
- 170,1 млрд. руб. - передано в государственную управляющую компанию (Внешэконом-банк);
- 5,1 млрд. руб. - управляющим компаниям, отобранным по конкурсу
- 2,02 млрд. руб. - негосударственным пенсионным фондам.


 на главную | версия для печати 


    Powered by BESTWEB