На главнуюРеспубликанской организации профсоюза работников химических отраслей промышленности Башкортостана
на главнуюкарта сайтанаписать письмо
 


УралWeb. Регион в Интернете

www.solidarnost.org

www.fnpr.ru


Подходы к регулированию рисков

    Чаще всего под оценкой рисков понимают исследование того, что представляет собой опасность, характеристик опасности и вреда, который может быть нанесен здоровью или жизни человека на рабочем месте. При этом определяется, достаточно ли мер предосторожности уже принято и что именно надо сделать, чтобы предотвратить возможные вредные или опасные последствия в будущем.
    Несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания работников оказывают негативное воздействие не только на людей, но и на само предприятие. Таким негативным воздействием могут быть:

    * сокращение выпуска продукции;
    * повреждение инфраструктуры, средств и орудий труда;
    * рост страховых тарифов;
    * привлечение работодателя к суду.

    При этом каждый работник имеет право на защиту от вреда, нанесенного в результате несчастного случая, а также на принятие разумных мер управления рисками в области охраны труда.

    Процедура управления рисками включает в себя реализацию следующих процессов:

    * выявление вредных и опасных производственных факторов;
    * определение характеристик опасностей;
    * анализ и оценка рисков;
    * планирование мер управления рисками.

    Идентификация опасностей и оценка рисков предприятия в области охраны труда дают информацию о профессиональных рисках и проводятся с целью улучшения условий труда работников.
Улучшение условий труда, в свою очередь, ведет к сокращению числа несчастных случаев и профессиональных заболеваний, что положительно отражается как на затратах работодателя, так и на благополучии всего общества в целом.
    О масштабах возможных потерь для общества в результате несчастных случаев на производстве можно судить по данным, приведенным Международной организацией труда: прямые издержки от несчастных случаев на производстве составляют до 4% мирового ВВП, а скрытые издержки превышают прямые в 4–5 раз. Актуальность данного вопроса (оценки рисков) подтверждается наличием как в международном, так и в российском трудовом законодательстве соответствующих требований и механизма добровольной сертификации, признанного деловым сообществом.
    В международной и отечественной практике в настоящее время применяется стандарт OHSAS 18001:2007 “Системы менеджмента в области охраны труда и предупреждения профессиональных заболеваний. Требования” (новая версия OHSAS 18001:99).
    Согласно п. 4.3.1 данного стандарта организация должна установить, внедрить и выполнять процедуру(ы) идентификации, оценки риска и определения необходимых мер управления. Стандарт также предъявляет ряд требований по содержанию данной процедуры, области ее применения и классификации мер управления рисками.
    В Научно-исследовательском институте безопасности труда в металлургии (г. Челябинск) в 2006 г. были проведены исследования по определению динамики количества выдаваемых в год сертификатов соответствия требованиям OHSAS 18001:99, которые показали, что интерес предприятий с момента появления первой версии стандарта ежегодно удваивается.
    Примером в практике отечественного трудового законодательства, предъявляющим требования к проведению оценки рисков, является ГОСТ Р 12.0.006-2002 “Система стандартов безопасности труда. Общие требования к системе управления охраной труда в организации”.
    Данный стандарт гармонизирован с OHSAS 18001:1999 и руководством Международной организации труда ILO-OSH2001 и устанавливает требования к системе управления охраной труда в организации.
Согласно требованиям стандарта организация должна разрабатывать, внедрять и поддерживать в рабочем состоянии процедуры идентификации опасностей, оценки рисков и внедрения, необходимых мер защиты от них. Эти процедуры должны гарантировать:
    а) идентификацию опасностей;
    б) оценку риска;
    в) управление риском;
    г) регулярную оценку потребности в действиях, указанных в пп. “а”–“в”.
    Следующим примером, указывающим на необходимость реализации процедур управления рисками в системе управления охраной труда, является ГОСТ 12.0.230-2007 “Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования ILO-OSH2001”. Данный стандарт вводится в действие с 1 июля 2009 г. взамен ГОСТ Р 12.0.006-2002. Согласно п. 4.10.1.1 стандарта опасности и риски для безопасности и здоровья работников должны быть определены на постоянной основе.
    В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов.
    Чтобы утверждать, что условия труда являются безопасными, необходимо:

    * определиться с тем, какое состояние принимается безопасным, т. е. с уровнем допустимого риска;
    * оценить, обеспечивают ли применяемые меры эту безопасность, т. е. провести оценку рисков.

    Одной из важных составляющих системы управления охраной труда являются управление рисками и обеспечение их допустимых уровней. Допустимый уровень риска может быть обеспечен при использовании различных подходов к его регулированию. Первый подход – реактивный, согласно которому система управления охраной труда реализует выполнение следующих процедур:

    * в соответствии с видами осуществляемой деятельности на предприятии определяются требования законодательства, выполнение которых должно обеспечить определенный уровень безопасности (процедура идентификации применимых законодательных требований);
    * осуществляется планирование деятельности в области охраны труда, которое основывается на информации о несоответствиях требованиям охраны труда (планирование деятельности в области здоровья и безопасности);
    * предприятие обеспечивает выполнение требований в области охраны труда, включая локальные требования предприятия (обеспечение компетентности работников, готовность к аварийным ситуациям, организация работ повышенной опасности и др.);
    * по результатам деятельности предполагается достижение определенного безопасного состояния. Но в связи с возможностью отклонения от данного состояния ведется мониторинг соблюдения требований охраны труда (контроль соблюдения требований охраны труда, инспекционный контроль);
    * в случае свершения какого-либо нежелательного события ведется его учет и проводится расследование, выявляются причины.

    В том случае, если результаты расследования указывают на отсутствие каких-либо требований как законодательства, так и локальных актов предприятия в области охраны труда, эти требования вносятся в локальные нормативные акты предприятия и учитываются при последующем планировании. Кроме того, реализация мер по обеспечению безопасности может проявляться в техническом перевооружении. Небезопасные элементы систем выявляются в процессе эксплуатации, при несчастных случаях, инцидентах и авариях.
    В результате работы по такой схеме снижаются риски в области охраны труда, несмотря на то, что оценка рисков как таковая не производится. Таким образом, меры по управлению рисками разрабатываются без проведения их оценки.
    Анализ динамики снижения травматизма на одном из металлургических предприятий показал, что можно добиться достаточно неплохих результатов, применяя реактивную схему управления профессиональными рисками.
    Изначально на этом предприятии происходило большое количество несчастных случаев. Значительный объем поступающей информации позволил сделать существенные улучшения в работе системы. За 50 лет удалось снизить производственный травматизм на три порядка. В последние годы на предприятии наблюдаются лишь “случайные всплески” несчастных случаев. Эти случаи уже не являются систематическими, они именно случайны и поэтому не прогнозируемы. В данной ситуации прогноз на основе статистических данных мало что может дать.
    В связи с этим сформировался другой подход к управлению рисками – активный. При реализации данной схемы предполагается выполнение следующих процедур:

    * идентификация законодательных требований;
    * идентификация опасностей, оценка рисков и управления рисками. Базовой для работы системы становится информация о профессиональных рисках предприятия. И теперь уже само предприятие определяет для себя допустимый (приемлемый) уровень безопасности и обеспечивает достижение этого уровня;
    * планирование деятельности в области охраны труда на основе информации о профессиональных рисках;
    * предприятие обеспечивает выполнение требований безопасности производства (в области охраны труда), включая локальные требования предприятия. Процедуры данного пункта не отличаются от схемы реактивного подхода, но требования безопасности уже являются мерами управления рисками в области охраны труда.

    В такой схеме обеспечивается прогнозирование результатов деятельности предприятия в области охраны труда, но отсутствуют обратная связь и возможность скорректировать результат, если прогноз не оправдался.
Поэтому наиболее приемлем к применению комбинированный подход регулирования рисков с обратной связью, согласно которому осуществляются активное управление и прогнозирование результатов деятельности в области охраны труда (оцениваются риски и с учетом информации о рисках планируется и осуществляется деятельность в области охраны труда).
    При комбинированном подходе, в отличие от активного, дополнительно реализуются следующие процедуры:

    * ведется мониторинг соблюдения требований охраны труда, при котором проверяется соответствие уже не только требованиям законодательства, но и запланированному управлению рисками (данное соответствие должно обеспечить прогнозное значение риска);
    * в случае нежелательного события ведется его учет, проводится расследование и выявляются причины.

    В последнем случае проводится анализ того, связаны ли причины события с ошибкой в прогнозировании результатов или являются следствием неисполнения запланированных действий. Если выявлена ошибка при оценке рисков, то в результаты расчетов или в план мероприятий по управлению соответствующим риском вносятся соответствующие коррективы.
    При работе по данной схеме также может проводиться мониторинг соответствия законодательным требованиям и могут вноситься изменения в локальные нормативные акты.
    Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о необходимости развития систем управления охраной труда и, в частности, внедрения процедур управления рисками.
    При построении систем управления рисками в области охраны труда предприятию следует применять уже отлаженные механизмы, позволяющие управлять соответствующими показателями результативности. Это позволит создать комбинированную схему управления рисками (с обратной связью) и, как следствие, дать дополнительные возможности для улучшения условий труда.

 на главную | версия для печати 


    Powered by BESTWEB