На главнуюРеспубликанской организации профсоюза работников химических отраслей промышленности Башкортостана
на главнуюкарта сайтанаписать письмо
 


УралWeb. Регион в Интернете

www.solidarnost.org

www.fnpr.ru


Как подготовиться к аттестации рабочих мест?

        В  настоящее время основным документом, регламентирующим проведение аттестации рабочих мест по условиям труда (далее — АРМ), является приказ Минздрав-соцразвития России от 31.08.2007 № 569 "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" (далее — Порядок). Трактовка этого документа со стороны работодателя и службы охраны труда организации, аттестующих организаций и самих работников не всегда бывает однозначной.
    При подготовке к АРМ работодателю необходимо согласно п. 10 Порядка сформировать аттестационную комиссию, которая "создается организацией, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда, и аттестующей организацией на паритетной основе... и формируется, как правило, из специалистов, прошедших подготовку по общим вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях, уполномоченных на этот вид обучения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда".
    Термин "паритетность" часто рассматривается представителями работодателя как основной критерий по количественному составу комиссии. Однако в случаях, когда со стороны работодателя в комиссию включают более 10 чел., актуальной трактовкой понятия "паритетность" лучше всего считать опыт и подготовленность специалистов аттестующей организации.
    Хотя формулировка "как правило" не подразумевает обязательности предварительной подготовки специалистов, входящих в аттестационную комиссию, отказываться (в целях экономии) от обучения 3—5 специалистов, ссылаясь на то, что многие уже обучены по охране труда, нецелесообразно. Практика показывает, что после подготовки по вопросам АРМ члены комиссии гораздо лучше владеют такими вопросами, как:
    * формирование предварительных сведений для проведения аттестации;
    * применение результатов аттестации
рабочих мест в целях мотивации персонала;
    * оптимизация налоговой отчетности по Фонду социального страхования.
    Это, в свою очередь, существенно повышает качество подготовки и проведения АРМ, а следовательно, снижает общие затраты предприятия. Кроме того, согласно п. 46 Порядка после завершения АРМ работодатель обязан отчитаться перед территориальным органом государственной инспекции труда. В большинстве случаев именно при проверке представленных документов, у инспекторов могут возникнуть сомнения в качестве подготовки комиссии, которая провела оценку условий труда совместно с аттестующей организацией. Таким образом, вопрос о необходимости проведения обучения членов комиссии целесообразно уточнить у своего инспектора еще до проведения АРМ.
    Регламент проведения обучения членов комиссии пока не подготовлен соответствующими федеральными органами, поэтому лучше обращаться в лицензированные обучающие организации, у которых есть программа подготовки по АРМ.
    При формировании сведений о рабочих местах, подлежащих аттестации, организации пытаются оптимизировать стоимость работ за счет снижения количества оцениваемых рабочих мест, используя принцип "аналогичности" в качестве "спасательного круга". Но при этом не всегда обращают достаточное внимание на следующий момент: "...при выявлении хотя бы одного рабочего места, не подпадающего под признаки аналогичности определенных аттестационной комиссией аналогичных рабочих мест, оценке подвергаются 100% этих рабочих мест" (п. 12 Порядка).
    В реальной ситуации аналогичных рабочих мест бывает крайне мало. Приведенная в Порядке совокупность признаков определения аналогичности в большей степени подходит для рабочих мест, связанных с конвейерным, бригадным и т. п. методом труда (например, строительные специальности: арматурщики, бетонщики, монтажники).
    При выявлении аналогичных рабочих мест формулировка "одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени" должна рассматриваться как основополагающая. Только на первый взгляд в каждом кабинете и каждом подразделении стоят одинаковые лампы, компьютеры и прочая офисная оргтехника. Каждый ее тип может содержать различные виды вредных и (или) опасных производственных факторов.
    Кроме того, необходимо обращать внимание на степень ответственности и количество эмоциональных нагрузок для каждой занимаемой должности. Чаще всего рабочие места руководителя и подчиненных различной категории, находящиеся в одном помещении, несмотря на одинаковый уровень воздействия физических факторов, значительно отличаются степенью напряженности трудового процесса.
    В качестве примеров можно привести следующие типичные ошибки.
    Организациям можно рекомендовать следующие принципы подготовки к проведению АРМ:
    • для уменьшения затрат собственных средств предприятия на аттестацию использовать механизм финансирования работ с помощью средств Фонда социального страхования;
    • для крупных предприятий — проведение поэтапной АРМ.  При этом целесообразно проводить АРМ не по отдельным выделенным должностям в различных подразделениях, а по подразделениям целиком. В данном случае работодатель получает более полную картину условий труда, по сколько негативным воздействиям подвержены не только работники вредных профессий, но и весь персонал, находящийся в зоне риска.
Кроме того, это снимает психологическое недовольство других работников, думающих, что они остались неохваченными аттестацией;
    • формирование первоначальных данных только на основании штатного расписания ,коллективного договора организации и должностных инструкций работников, а не на наблюдениях и догадках руководителей подразделений и коллег по работе;
    • своевременное определение имеющихся сменных рабочих мест и вакантных должностей.
    Необходимость проведения аттестации вакантных рабочих мест обычно вызывает у работодателей вопросы. Имеется два варианта их решения. Первый, наиболее удобный, — аттестующая организация оформляет материалы по вакантному рабочему месту, основанные на фактической оценке условий труда, но без указания количества работников на рабочем месте.
    Второй — кадровая служба выводит вакантную единицу за штат.
Сегодня на рынке АРМ действуют компании, которые предлагают крайне низкие цены и в процессе переговоров с охотой соглашаются на любое количество аналогичных рабочих мест. Результатами же их работы являются незаполненные формы карт аттестации и протоколов, скопированные из Порядка. В сложившихся условиях целесообразно обращаться в аттестующие организации, имеющие в своем составе лаборатории, аккредитованные в ССОТ.
    Практика последних лет показывает, что при добросовестном выполнении работы по АРМ средняя цена за оценку одного рабочего места составляет 2—2,5 тыс. руб. Она может изменяться в зависимости от специфики рабочих мест (набора и сложности оцениваемых факторов, удаленности исследуемого объекта и т. я.). При больших объемах работы (более 1000 рабочих мест) она может снижаться, но не более чем на 25—30%.

Отдел охраны труда,
здоровья и экологии РК

 на главную | версия для печати 


    Powered by BESTWEB