Газета «Уфимские ведомости» №337 от 23.07.2009г. статья «Как защищает профсоюз?»

    - Риф Римович, мы беседуем в непростое время. Кризис не обошел стороной ни одного человека. Как профсоюзы «встретили» эту ситуацию?
    - Я бы сказал, корень проблемы сидит глубже, еще со времен перехода к рыночным отношениям, оказавшимся весьма болезненными для профсоюзов. Новые реалии серьезно изменили экономические и социальные отношения. Бывшему советскому человеку вдруг открылись такие явления, как безработица, невыплата зарплаты, падение социальной защищенности. Чтобы противостоять резкому падению жизненного уровня, прежние формы и методы работы профсоюзов оказались непригодными, а новые еще не были выработаны. В то же время низкая зарплата, житейская неустроенность людей при отсутствии на первых порах ощутимой помощи со стороны профсоюзов вызывали обиду на них. В знак протеста часть работников стала покидать свои организации, еще больше их ослабляя. Кроме того, работники, в массовом порядке увольняемые с предприятий, оказавшись безработными или найдя другой вид деятельности, просто теряли связь с профсоюзами.
    - Вы хотите сказать, что их численность падает?
    - Падает. И не только по протестным причинам, которые я уже упомянул. Сегодня почему-то стало «модно» критиковать деятельность профсоюзов. Зато, когда человеку нужна путевка, например, в санаторий, куда он идет в первую очередь? В родной профком, конечно же. Другая причина: сейчас много частных предприятий, хозяева которых не особо приветствуют создание профсоюзных организаций, а если такие все же созданы - буквально выдавливают их «со своей территории». Кроме того, вы сами знаете - в рядах профсоюзного движения наблюдается раскол, дробление. Это тоже наносит серьезный урон. В противовес традиционным профсоюзам, действовавшим в отраслях и регионах все последние десятилетия, начали создаваться Советы трудовых коллективов (СТК), часть из которых заняла позицию конфронтации к традиционным объединениям. К тому же СТК - структура с крайне размытым кругом полномочий. Я имею в виду правовую точку зрения.
    - Наверное, вряд ли подобная раздвоенность помогает?
    - Правильно сказали: раздвоенность. Помните, в годы существования СССР членами профсоюзов были до 95% работников, студентов и даже пенсионеров. Это была самая массовая в мире профсоюзная организация. А сегодня профсоюзы борются друг с другом, пуская в ход и средства массовой информации, и антипропаганду конкурентов, своеобразный черный пиар. Все эти кризисные процессы существенно снизили профсоюзное членство, ослабили профсоюзное движение в целом. Однако, несмотря на это, прошедшие годы показали и нашу стойкость. Произошло переосмысление новых реалий. Профсоюзы страны не только сумели выстоять и сохраниться, но и отстояли свое место в новых условиях. Под их давлением принят целый пакет законов, обеспечивающих определенные права работников и их семей, самих профсоюзов.
    - Если говорить о законах - как был воспринят новый Трудовой кодекс?
    - Конечно, поначалу было много негативных оценок, но Кодекс принят, действует, и приходится работать по его правилам. Всю систему трудовых отношений мы строим на позициях социального партнерства работника и работодателя. Основным представителем работника в договорных отношениях признаются профкомы. В самом Трудовом кодексе это четко обозначено.
    - Но, чтобы защищать, нужна сила. Вот и хочется спросить, как в кино - а в чем сила?
    - В чем сила… Ну это прописная истина: любой профсоюз должен быть массовым, хорошо организованным и обязательно активным. И сама жизнь доказывает, что усиление профсоюзов с каждым днем становится все более насущной необходимостью. Наш «соперник», говоря спортивным языком, - это бизнес, а он всегда готов жестко защищать свои интересы. Какие интересы у бизнеса?
    - Прибыль.
    - Именно прибыль. Все остальное рассматривается и учитывается только тогда, когда это не противоречит ее получению. Бизнес при сложной ситуации думает прежде всего не о судьбе конкретного работника, а об увеличении доходов, которые, кстати, затем переводятся в другие страны. Приходится бороться, громко заявлять о себе. Вот тут-то мы и поняли, что оказались не готовы в полной мере отстаивать интересы своих членов. Это и в области выполнения коллективных договоров, соблюдения работодателем трудового законодательства, контроля в вопросах занятости, оказания правовой помощи членам профсоюза. Наши слабые места – отсутствие профсоюзных юристов, экономистов из-за недостаточности финансовых средств, несовершенство профсоюзной структуры, недостаточная квалификация лидеров, недостаточная информированность работников о выполняемой работе  профорганов, недостаточное знание трудового законодательства. Именно поэтому в 2009 году мы построили учебно-спортивный культурный центр, где планируем проводить не только спортивные и культурные мероприятия, но и обучать членов профсоюзов во всех областях права и профсоюзной работы.
    - А что вы имеете в виду под информированностью?
    - Понимаете, скептическое отношение к своему профсоюзу особенно сильно там, где персонал слабо осведомлен о том, что делает, чем занимается профсоюзный комитет, его комиссии, тем более - вышестоящие профсоюзные органы. В ряде случаев у работников потеряно понимание значения профсоюзного движения в целом. Особенно это характерно для молодежи. И узнать об интересующих любого работника вопросах весьма сложно. Между тем, именно достоверная и полная информация о деятельности профсоюзов в целом, о работе первичной профсоюзной организации делает ее популярной, заметной, привлекает новых членов. Из практики нам давно известно: если человек осведомлен о том, что делает профсоюз, он начинает активно его поддерживать.
    - Так что же предполагается делать?
    - Рецептов всеобщего счастья ни у кого нет. Процесс восстановления профсоюзной структуры – дело не одного дня. Я бы назвал здесь два ключевых момента: это информационное обеспечение, о котором только что говорил, и кадры, которые, как известно, решают все. Выборный профсоюзный актив, как правило, не горит желанием проявлять инициативность. Работа в профсоюзе стала не столь престижна, как раньше, а возможности для поощрения ограничены. Во многих профорганизациях работа осуществляется на общественных началах, потому что председатели большинства профкомов не освобождены от основной деятельности и, значит, имеют мало времени для занятия социальными делами. К тому же, они в той или иной степени зависимы от работодателя, поэтому нам необходимо начать работу по введению института представительства профсоюза при соблюдении его выборности, но находящегося в штате Республиканского комитета.
    Закончить хочется аксиомой, что в XXI веке трудно жить понятиями века XIX. Пора признать: труд - это товар, а работодатель - это потребитель, покупающий труд у работника. Сегодня государство, власть больше защищает права потребителя, работодателя, собственника, и у них всегда больше прав, чем у производителя, работника, поставщика своего товара - труда. Поэтому в области трудовых отношений проблем еще достаточно, работы – непочатый край.

Альберт СТАРКОВ.