Интервью с генеральным директором предприятия ЗАО «Каустик» Ю.К. Дмитриевым о социальной ответственности бизнеса

Абсолютно в любом обществе  и любом государстве во все времена на плечи работодателя ложилась ответственность за вверенный ему коллектив. Вопрос только в том, как и в какой степени проявлялась эта ответственность. В период расцвета социализма во всех невзгодах было принято винить государство, поскольку оно несло на себе все бремя ответственности. Сегодня, в связи с переходом основных градообразующих предприятий в частную собственность, ситуация несколько изменилась. В обществе встал вопрос о социальной ответственности бизнеса, а в прессе все чаще возникают прения о том, что же все-таки должно вмещать в себя это понятие. Эта тема и стала основой нашей беседы с генеральным директором предприятия Юрием Константиновичем Дмитриевым.

    - Юрий Константинович, скажите, пожалуйста, каким, на Ваш взгляд, должен быть социально ответственный бизнес?
    - Мы все прекрасно понимаем, что являемся коммерческой структурой и наша прибыль в первую очередь зависит от качества производимой   продукции.   Огромную роль в этом звене играет человеческий фактор.  И мы, чтобы добиться определенного успеха в бизнесе, должны проявлять заботу о тех людях, которые трудятся в цехах нашего производства и, соответственно, напрямую работают на этот бизнес. Я рад, что сегодня уже пришло понимание того, что каждый человек представляет собой определенную ценность, которую надо оберегать и прикладывать все усилия для ее сохранения. 
    -  Бережное отношение к людям всегда даст определенные результаты.
    Кроме этого, если мы хотим быть социально ответственными, мы должны обеспечить сотрудникам прекрасно оборудованные рабочие места, а тем, кто работает в особых условиях, - спецодежду, способную защитить их от воздействия определенных химических веществ. Конечно же, не последнюю роль здесь играет решение экологических задач. Вы знаете, что наше предприятие сырьевое, и, к сожалению, проблем, связанных с экологией, полностью нам избежать не удастся. Но в наших силах сделать все возможное для того, чтобы будущему поколению оставить в наследство только все самое лучшее. И  не случайно все наши научные исследования в первую очередь направлены на решение задач, способствующих оздоровлению окружающей среды. Налоги, которые мы честно оплачиваем, не пытаясь скрыть реального дохода от государства, тоже имеют прямое отношение к социальной ответственности.
    Не следует забывать, что мы находимся не одни в окружающем нас мире, наша компания не единична. Соответственно мы должны с уважением относиться к людям, которые нас окружают, и вкладывать свою долю в развитие общества. Как социально-ответственная компания мы поддерживаем различные организации социального назначения, оказываем помощь нуждающимся. Считаем, что эта помощь должна быть адресной. Таким образом она сразу найдет своего получателя и принесет гораздо большую пользу.
    - Как Вы считаете, нужна ли вообще социальная ответственность? Что из этого может извлечь бизнес?
    - Если мы дадим людям, которые работают на предприятии, хорошую стабильную заработную плату, чтобы они могли уверенно заглядывать в завтрашний день не со страхом, а с полным пониманием того, что новый день принесет только все самое лучшее, вот тогда и будет отдача. Люди будут приходить на работу с улыбкой, и, зная, что через определенный отрезок времени они получат достойное вознаграждение, будут с удовольствием выполнять свои обязанности и таким образом работать на качество, от которого зависит прибыль как всего производства, так и отдельно взятого человека. Я уже сказал, что все наши научные разработки в первую очередь направлены на решение экологических задач, разрешая которые мы создаем комфортные условия не какому-то абстрактному человеку, а в первую очередь себе, своим детям, родным и близким. И, безусловно, от этого есть отдача, которая проявляется в сохранении нашего здоровья.
    - В условиях современности социальная ответственность - мода, которая скоро пройдет, или же у нее есть шансы дальнейшего перспективного развития?
    Безусловно, в последнее время само понятие социальной ответственности прочно вошло в нашу жизнь. Оно не сходит со страниц различных изданий, его широко употребляют политики и предприниматели. Теперь, на мой взгляд, остается только перейти от понятия к его пониманию. Если раньше социальная ответственность полностью ложилась на плечи государства, то сейчас, в связи с переходом на новые условия рыночной экономики, когда практически вся промышленность перешла в частные руки, соответственно и ответственность, в том числе социальная, перешла от государства к предпринимателям и управляющим акционерам. Я думаю, что нельзя говорить о социальной ответственности как о моде. Просто постепенно приходит понимание того, что бизнес обязан быть социально ответственным. Уважающая себя компания сегодня уже не прячет свои реальные доходы, а четко платит налоги государству. А государство, в свою очередь, должно их правильно тратить. Думаю, что со временем любой частной компании будет стыдно не быть социально ответственной. Тем более в наше время быть социально ответственным даже выгодно. Во-первых, это репутация компании, которая играет огромную роль в партнерских отношениях, а также дает возможность отличиться на фоне возрастающей конкуренции. Во-вторых, многие инвестиционные фонды сейчас при принятии решений об инвестировании имеют определенные фильтры-ограничители, направленные на моменты, относящиеся к социальной сфере. То есть компания рассматривается как социально ответственная структура.
    - Какие события, произошедшие в последнее время на нашем предприятии, можно считать наиболее значимыми для корпоративной социальной ответственности?
    - Для нас значимо буквально каждое событие, направленное на улучшение благосостояния наших работников, оказание адресной помощи, спонсорство различных городских мероприятий, культурных и благотворительных организаций. Нам приятно вносить свой вклад в развитие города, республики и России. Только в 2004 году в бюджеты всех уровней мы внесли в виде налоговых отчислений 1 миллиард 104 миллиона 970 тысяч рублей. И это подтверждает то, что мы заботимся о будущем наших детей, которое зависит от процветания нашей промышленности и страны в целом.
    В различные экологические программы в 2004 году мы вложили 59 миллионов 900 тысяч рублей. Это тоже является для нас социально значимым, потому что экология -это наше здоровье и здоровье наших родных и близких.
В 2003 году на "Каустике" произошла смена собственника, которая, естественно, сопровождалась вполне объяснимым страхом работников за свое будущее. Многие из них боялись остаться без работы. Но сокращения штатов не произошло. Управляющие акционеры считают, что каждый человек - это судьба, у него есть семья, дети, поэтому все работники остались на своих местах.
    Наиболее значимым для корпоративной социальной ответственности событием лично я считаю чествование ветеранов, трудившихся на ЗАО "Каустик", и участников Великой Отечественной войны. Каждому участнику военных действий, труженику тыла, вдовам воинов вручались памятные медали "60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.". К медалям прилагалось солидное денежное вознаграждение.
    Известно, что помимо зарплаты людей волнует вопрос комфорта и устроенности. Возьмем, к примеру, строительство автостоянок. В последнее время резко увеличилось количество автомашин, что, безусловно, свидетельствует о возросшем благосостоянии работников предприятия. Конечно, это большой плюс. Но в связи с этим встал вопрос наличия достаточного количества мест и собственно автостоянок, ведь сотни тружеников приезжают на работу на личных автомобилях. Чтобы решить их проблемы постановки и сохранности транспорта, мы построили автостоянку за зданием профкома, а также планируем расширить автостоянку у 27-ой столовой и обустроить напротив главного заводоуправления. Под каждую машину будет отведено определенное место, где планируется указать номер конкретного автомобиля. Таким образом, на автостоянке будет соблюдаться определенный порядок и упростятся задачи охраны.
    - Какие задачи в плане корпоративной социальной ответственности Вы ставите перед собой?
    В первую очередь мы должны выйти на солидный уровень заработной платы. Об этом неоднократно говорил председатель нашего Совета директоров Ф.А. Самедов, и я его полностью поддерживаю. Не ликвидировалась эта задача и с вхождением "Каустика" в состав ОАО "Башкирская химия". СЮ. Черников, генеральный директор "Башхима", подтверждает эти намерения в каждом своем интервью. Мы ответственны за наш многочисленный коллектив и просто обязаны обеспечить каждому труженику нашего производства достойное настоящее и достойное будущее. Мы не забыли своих обещаний и к 2007 году планируем увеличить среднюю заработную плату до 15000 рублей. Мы не разбрасываемся словами. Ну и, естественно, (тут я опять вынужден повториться) главной нашей задачей остается проблема экологии. На ее решение будут выделены солидные денежные средства. Со временем мы в 2,5 раза увеличим валовой продукт, Сейчас одной из наших основных задач является обеспечение завода сырьевыми ресурсами: этиленом и пропиленом. Мы стараемся не допустить снижения объема используемых мощностей, а значит, гарантируем сохранение рабочих мест.

Газета «Химик» № 29 от 27.07.05,
статья «Ответственность: от понятия к пониманию»,
стр. 1,3
.