Работнику полагается ежегодный отпуск продолжительностью 28 календарных дней.

    Он подал заявление, в котором отказывается от ежегодного отпуска и хочет получить денежную компенсацию, выплачиваемую вместе с заработной платой. Правомерно ли его требование? Каков порядок замены ежегодного оплачиваемого отпуска денежной компенсацией?
    Материал подготовлен  экспертом службы Правового консалтинга Гарант Ольгой Ефимовой. Разъясняем следующее:
    Подобное заявление работника неправомерно. Работодатель не вправе удовлетворить просьбу работника. В соответствии с частью первой ст. 126 ТК РФ денежной компенсацией по письменному заявлению работника может быть заменена лишь часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней (кроме случаев, когда такая замена не допускается согласно части третьей указанной статьи).
    На основании ст. 122, части первой ст. 123 ТК РФ отпуска должны предоставляться ежегодно в соответствии с очередностью отпусков у работодателя, определяемой графиком отпусков. График отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника (часть вторая ст. 123 ТК РФ). Таким образом, работодатель обязан предоставить, а работник обязан использовать ежегодный отпуск каждый год в срок, определенный графиком отпусков.
    В исключительных случаях, когда предоставление отпуска работнику в текущем рабочем году может неблагоприятно отразиться на нормальном ходе работы организации, индивидуального предпринимателя, допускается с согласия работника перенесение отпуска на следующий рабочий год. При этом отпуск должен быть использован не позднее 12 месяцев после окончания того рабочего года, за который он предоставляется. Запрещается непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в течение двух лет подряд, а также непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска работникам в возрасте до восемнадцати лет и работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (части третья и четвертая ст. 124 ТК РФ).
     Однако и при перенесении ежегодного оплачиваемого отпуска на следующий рабочий год денежной компенсацией могут быть заменены  В часть каждого ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части (часть вторая ст. 126 ТК РФ).
     Право на денежную компенсацию за всю продолжительность неиспользованного отпуска работник имеет только при увольнении (часть первая ст. 127 ТК РФ).
    По смыслу ст. 9 ТК РФ соглашение между работником и работодателем не может содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия согласованы сторонами, то они не подлежат применению.
     Соответственно, просьба работника о выплате в период работы денежной компенсации за отпуск продолжительностью 28 календарных дней не должна быть удовлетворена работодателем как ухудшающая положение работника.
    Как мы ранее  информировали на сайте РОБ Росхимпрофсоюза, принят Федеральный закон от 1 июля 2010 года № 139-ФЗ г. Москва «О ратификации Конвенции (пересмотренной в 1970 году) об оплачиваемых отпусках (Конвенции №132). В этой связи   появляется много вопросов, которые беспокоят наших работников, в частности и вопрос,  «сгорят» ли накопившиеся отпуска.
    Для разъяснения накопившихся вопросов мы обратились на сайт Министра здравоохранения и социального развития РФ.
    Приводим ответ Александра Сафонова- заместителя Министра здравоохранения и социального развития РФ, который он озвучил на пресс-конференции, посвященной подписанию Президентом РФ Д.А.Медведевым 132 Конвенции МОТ. Свое выступление он начал со слов: «Накопившиеся отпуска россиян  по – прежнему не будут сгорать». 
     «С подписанием Конвенции в нашем Трудовом законодательстве не произойдет кардинальных перемен. На данный момент оно уже соответствует международным нормам, а по ряду параметров даже превосходит их», - пояснил Александр Сафонов. - «Но теперь права людей будут защищены не только российским, но и международным законодательством».
    Заместитель Министра успокоил корреспондентов, что с принятием Конвенции права людей ни в коем случае не пострадают. Наше трудовое законодательство предусматривает даже более широкие гарантии для работников в области предоставления отпусков. 
    Например, в Конвенции говорится о 21 дне ежегодного отпуска, в то время как российское законодательство гарантирует 28 календарных дней отпуска, также в нашем Трудовом кодексе нет ограничений по времени для «отгуливания» накопившихся отпусков.
    Одно из основных положений документа определяет, что минимум две недели подряд в течение года работник обязан отдохнуть, а остальное использовать в течение 18 месяцев, считая с конца года, за который предоставляется отпуск. 
    При этом работник имеет право делить отпуск на несколько частей, но одна из них должна быть не менее 14 дней. «Именно за это время человек может действительно отдохнуть и поддержать баланс сил в организме», - пояснил Александр Сафонов. - «Второй же половиной отпуска он может распорядиться как угодно - отложить на более поздний срок или попросить за него компенсацию».
    Наибольшее количество вопросов у журналистов вызвала ситуация с накопившимися за несколько лет отпусками. Александр Сафонов объяснил, что Конвенция закрепляет требования к гарантиям прав работников, ниже которых не может быть прописано в национальном законодательстве стран, присоединившихся к Конвенции, а в российском трудовом законодательстве эти требования даже выше. 
    «Никаких экстраординарных ситуаций в связи с этим не произойдет. Все, что положено человеку отгулять в соответствии с национальным законодательством, он отгуляет. Либо, опять же в соответствии с действующим Трудовым кодексом он получит компенсацию», - сказал заместитель Министра.
    Главное, что изменится после вступления Конвенции в силу - у российских работников и работодателей, появиться возможность отстаивать свои права и на международном уровне, обратившись в Международную организацию труда в Женеве.
    На вопрос о причинах присоединения к Конвенции, если российские нормы и так соответствуют мировым стандартам, Александр Сафонов пояснил: «Время от времени трудовое законодательство может корректироваться, но в любом случае изменить его в сторону уменьшения гарантий на отпуск ниже параметров, прописанных в Конвенции, будет уже невозможно».