Роль арбитражных управляющих

    Прошедший после принятия в 1998 году закона о банкротстве период выявил потребность переоценки требований законодательства, предъявляемых к правовому статусу арбитражных управляющих, порядку их назначения, формам и методам надзора за деятельностью этого субъекта процесса банкротства.
    В ныне действующем Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» важная роль отводится саморегулируемым организациям арбитражных управляющих. Именно от них зависит действенность этого Закона. Теперь саморегулируемые организации предлагают кандидатуры арбитражных управляющих, контролируют их профессиональную деятельность на основании представляемых ими отчетов, рассматривают жалобы на действия арбитражных управляющих и т.д.
    Министерство юстиции, в свою очередь, осуществляет контроль за саморегулируемыми организациями, в том числе и за тем, как саморегулируемые организации соблюдают положения закона о контроле деятельности своих членов В случае получения жалобы на члена саморегулируемой организации, Министерство юстиции направляет эту жалобу в саморегулируемую организацию, а та, в свою очередь, обязана проверить, проконтролировать своего члена, обязать его выполнять закон. В случае необходимости, принять в отношении его те меры воздействия, которые предусмотрены в уставе этой саморегулируемой организации; наконец, саморегулируемые организации имеют право исключить нарушителя из состава саморегулируемой организации, что влечет за собой для этого арбитражного управляющего необходимость немедленно прекратить управление процедурой банкротства.
    К сожалению, приходится констатировать факт, что не всегда арбитражные управляющие, реагируют на жалобы по поводу незаконности своих действий. Так, например, Республиканская организация Башкортостана Росхимпрофсоюза после неоднократных обращений в адрес арбитражного управляющего была вынуждена обратиться с жалобой в Некоммерческое партнерство «Приволжская саморегулируемая организация арбитражных управляющих в Республике Башкортостан» на действия конкурсного управляющего одного из предприятий отрасли, в результате рассмотрения которой задолженность перед первичной профсоюзной организацией в размере свыше 400 тысяч рублей была погашена полностью в течение недели.
    Нарушение прав работников по представлению их законных интересов при проведении процедур банкротства послужило также причиной подачи жалобы Республиканской организации Башкортостана Росхимпрофсоюза на действия конкурсного управляющего также одной из организаций отрасли в Некоммерческое партнерство «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих при Торгово-промышленной палате РФ» (г.Москва) и в его представительство в г.Оренбурге. При осуществлении своей деятельности конкурсный управляющий в нарушение требований ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» не направлял уведомления о проведении собраний кредиторов представителю работников должника. После рассмотрения жалобы представитель работников должника, являющийся председателем первичной профсоюзной организации нашей Республиканской организации, стал надлежащим образом уведомляться о проведении собраний кредиторов.
    Подбор арбитражного управляющего является очень важным моментом. От этой ключевой фигуры зависит успешная реализация всей процедуры банкротства. Внешний управляющий, продуманно применяя действующее законодательство о банкротстве, используя систему мер антикризисного управления, привнося новый тип мышления, прогрессивные производственные подходы, способен существенно повлиять на ситуацию на предприятии, повысив его экономическую устойчивость и инвестиционную привлекательность. Квалифицированный конкурсный управляющий в сжатые сроки может провести ликвидацию и максимально удовлетворить требования кредиторов. Это в идеале.
    Однако реалии сегодняшнего дня таковы, что не всегда арбитражные управляющие способны приобрести в короткий отведенный срок качества руководителей предприятий, имеющих опыт работы в конкретной области, знающих специфику производства, и в состоянии решать поставленные перед ними задачи по защите интересов кредиторов, по восстановлению платежеспособности должника и обеспечению его последующей деятельности.
    Поскольку реализация принципов рыночной экономики невозможна без применения института банкротства в заключение хочется отметить, что необходимо и дальше на законодательном уровне повышать эффективность деятельности арбитражного управляющего, от которого напрямую зависит обеспечение оздоровления предприятия.

Главный правовой инспектор труда
Росхимпрофсоюза по Республике Башкортостан
Г.Ф. Мирошниченко