Конвенции и рекомендации МОТ по проблемам социального партнерства

    При разработке правовых основ социального партнерства наша страна наряду с использованием опыта стран с развитой рыночной  экономикой и собственного практического опыта по заключению и реализации коллективных договоров, двусторонних соглашений ориентируется на общепризнанные международно-правовые нормы, предусмотренные конвенциями и рекомендациями Международной организации труда (МОТ).
    С момента создания главными целями своей деятельности Международная организация труда провозгласила борьбу за социальную справедливость, уважение прав человека, прежде всего права на труд, улучшение условий жизни, расширение возможностей занятости. В области международно-правового регулирования труда деятельность МОТ состоит в постоянном поиске согласия и сотрудничества между органами государственной власти и основными заинтересованными сторонами - предпринимателями и трудящимися. МОТ принято свыше 180 конвенций и 190 рекомендаций по различным вопросам регулирования трудовых, социально-экономических и профессиональных отношений. Международные трудовые нормы, предусмотренные конвенциями и рекомендациями МОТ, образуют Международный трудовой кодекс.
    К наиболее важным конвенциям МОТ, касающимся вопросов социального партнерства, относятся:
    Конвенция 1948 года "О свободе ассоциации и защите права на организацию" (№ 87), которая устанавливает право всех трудящихся и предпринимателей на создание организаций и вступление в них по своему выбору без получения предварительного разрешения, определяет порядок их деятельности. Организации трудящихся и предпринимателей имеют право вырабатывать свои уставы и административные регламенты, свободно выбирать представителей, организовывать аппарат и деятельность, формулировать свою программу действий. Конвенция запрещает государственным властям вмешиваться в деятельность организаций трудящихся и предпринимателей.
    Конвенция 1949 года "О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров" (№ 98) предусматривает защиту членов профсоюза от антипрофсоюзной дискриминации, защиту организаций трудящихся и предпринимателей от взаимного вмешательства, а также меры по содействию коллективным переговорам.
    Конвенция 1971 года "О защите прав представителей трудящихся на предприятии и предоставляемым им возможностях" (№135) предполагает предоставление представителям трудящихся соответствующих возможностей, позволяющих им быстро и эффективно выполнять свои функции и осуществлять защиту от любого действия, которое может нанести им ущерб, включая увольнение.
    Конвенция 1978 года "О регулировании вопросов труда: роль, функции и организация" (№ 150) предполагает, что государство-член МОТ должно организовать эффективную систему по регулированию вопросов труда, функции и обязанности которой должны быть скоординированы. Государство обязывается в рамках этой системы обеспечить консультации, сотрудничество и переговоры между организациями предпринимателей и трудящихся. Система регулирования вопросов труда должна выполнять конкретные функции: подготовку, проведение, координацию, проверку и пересмотр национальной трудовой политики, подготовку и применение законодательства, решение задач в связи с национальной политикой в области занятости, условий труда и т.д. Персонал этой системы состоит из лиц соответствующей квалификации, независимых от внешнего влияния; имеет статус, материальные средства и финансовые ресурсы.
    Конвенция 1981 года "О содействии коллективным переговорам" (№ 154) распространяется на все отрасли экономической деятельности, содержит определение термина "коллективные переговоры". В соответствии с ней коллективные переговоры - это переговоры, которые проводятся между предпринимателями, группой предпринимателей или одной или несколькими организациями предпринимателей, с одной стороны, и одной или несколькими организациями трудящихся; с другой в целях:
    а) определения условий труда и занятости;
    б) регулирования  отношений между предпринимателями и трудящимися;
    в) регулирования отношений между предпринимателями или их организациями и организацией или организациями трудящихся.
    Конвенция также предусматривает меры содействия коллективным переговорам, которые должны разрабатываться и применяться таким образом, чтобы не ограничивать их свободу. Этим же проблемам посвящена Рекомендация 1981 года "О содействии коллективным переговорам" (№ 163), направленная на поощрение свободных и добровольных коллективных переговоров.
    Конвенция 1982 года "О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателей" (№ 158) устанавливает, что законными основаниями' для прекращения трудовых отношений не являются членство в профсоюзе или участие в профсоюзной деятельности в нерабочее время или (с согласия предпринимателя) в рабочее время; намерение стать представителем трудящихся, выполнение функций представителя трудящихся.
    Рекомендация 1951 года "О коллективных договорах" (№ 91) предлагает процедуру ведения коллективных переговоров для выработки, заключения, пересмотра и возобновления колдоговоров. В ней же содержится определение коллективного договора как "всякого письменного соглашения относительно условий труда и найма, заключаемого, с одной стороны, между предпринимателем, группой предпринимателей или одной или несколькими организациями предпринимателей и, с другой стороны, одной или несколькими представительными организациями трудящихся или, при отсутствии таких организаций, представителями самих трудящихся, надлежащим образом избранными и уполномоченными согласно законодательству страны". Эта рекомендация устанавливает обязательства сторон, вытекающие из коллективных договоров, и говорит о распространении действия договоров, толковании, а также контроле за их соблюдением и выполнением.
    В целях содействия взаимопониманию и добрым отношениям между органами государственной власти и организациями предпринимателей и трудящихся, а также между самими этими организациями ряд актов, принятых Международной организацией труда, предусматривает создание механизма консультаций в области трудовых отношений. Составными частями механизма являются:
    - на низовом уровне - Рекомендация 1952 года "О консультациях и сотрудничестве между предпринимателями и трудящимися на уровне предприятий" (№ 94);
    - на более высоких уровнях - Рекомендация 1960 года "О консультациях и сотрудничестве между государственными властями и организациями предпринимателей и трудящихся в отраслевом и национальном масштабе" (№ 113).
    К перечисленным конвенциям и рекомендациям Международной организации труда необходимо добавить Рекомендацию 1971 года "О представителях трудящихся" (№ 143), Конвенцию 1976 года "О трехсторонних консультациях (международные трудовые нормы)" (№ 144), Конвенцию (№ 151) и Рекомендацию (№ 159) 1978 года "О трудовых отношениях на государственной службе" и др.
    Таким образом, в подавляющем большинстве конвенций и рекомендаций МОТ, касающихся практически всех социально-трудовых вопросов, закреплены положения о необходимости социального партнерства, определяющие его содержание, механизм, права и обязанности субъектов.
    С принятием Конституции РФ, признавшей приоритетность международных норм, роль и значение конвенций и рекомендаций МОТ в регулировании трудовых отношений, в формировании  механизма социального партнерства значительно возросли. Кроме того, конвенции МОТ как источник российского трудового права имеют особое значение в практике правового регулирования труда. Это обусловлено тем, что применение содержащихся в них норм может быть проконтролировано не только судом, но и самой МОТ, в рамках которой действует специальный контрольный механизм - Комитет МОТ по свободе ассоциаций и Комитет МОТ по контролю за соблюдением международных норм труда.

Экономический отдел РК
Республиканской организации
Башкортостана Росхимпрофсоюза