На главнуюРеспубликанской организации профсоюза работников химических отраслей промышленности Башкортостана
на главнуюкарта сайтанаписать письмо
 


 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    


УралWeb. Регион в Интернете

www.solidarnost.org

www.fnpr.ru


17 Декабря 2010

Укрепление финансовой базы профсоюзов - залог успеха
деятельности профсоюзного движения России

    VII съезд ФНПР отмечает, что укреплению деятельности профсоюзного движения России в немалой степени способствовала единая финансовая политика, в основу формирования которой были положены такие принципы как:
    создание устойчивого финансового положения первичных профсоюзных организаций и профсоюзных органов всех уровней;
    единство целей и действий членов профсоюзов и всех профсоюзных органов, направленных на защиту интересов и социальных гарантий трудящихся;
    изменение политики финансирования культурно-массовых, физкультурных, оздоровительных и других мероприятий, предусматривающее замещение расходования на эти цели средств профсоюзов средствами работодателя.
    привлечение дополнительных средств на создание различных профсоюзных фондов;
обязательность перечисления профсоюзных, членских взносов.
    Однако показатели финансовой отчетности говорят о том, что не все выборные органы членских организаций ФНПР руководствовались в своей деятельности указанными принципами.
    Не выполнено решение  съезда о перечислении первичными профсоюзными организациями профорганам всех уровней не менее 50 процентов собранных членских профсоюзных взносов. В большинстве случаев по-прежнему в первичных профсоюзных организациях остается более 70 процентов этих взносов, что не способствует созданию устойчивого финансового положения профсоюзов. Общероссийским (межрегиональным) профсоюзам и их территориальным организациям, территориальным объединениям организаций профсоюзов перечислялись членские взносы ниже размеров, установленных выборными коллегиальными органами на съездах, конференциях, пленумах. Отсутствие необходимого финансирования существенно снижает возможности выборных органов в осуществлении ими своей уставной деятельности.
    Для обеспечения эффективной деятельности по защите интересов трудящихся профсоюзы должны обладать достаточными финансовыми ресурсами. 
    Съезд считает необходимым призвать все профсоюзные организации:
    добиваться выполнения работодателями своих обязанностей по объемам и срокам перечисления профсоюзных взносов;
    при распределении взносов строго руководствоваться принципом о перечислении первичными профсоюзными организациями не менее 50 процентов собранных членских взносов профорганам соответствующих уровней;
    обеспечивать неукоснительное выполнение финансовых обязательств перед вышестоящими организациями по перечислению членских взносов в размерах, принятых соответствующими выборными профсоюзными органами;
    предусматривать решениями профсоюзных органов  в распределении членских взносов не менее 93-95 процентов собранных взносов  направлять на внутрисоюзную работу профсоюзов, и 5-7 процентов на межсоюзную работу;
     добиваться формирования эффективного профсоюзного бюджета, предусматривающего финансовое обеспечение актуальных направлений профсоюзной деятельности;
    повышать достоверность и роль финансовой отчетности в планировании бюджетов профорганов всех уровней;
    повышать роль  и углублять координацию деятельности контрольно-ревизионных комиссий всех уровней в реализации единой финансовой политики профсоюзов.
    Централизация финансов, выполнение обязательств - базис для профсоюзной работы.

После Генерального Совета ФНПР от 01.12.2010

Приложение № 4
к постановлению
Генерального Совета  ФНПР
от 18.09.2010 № 10-1

1. Достойный труд – достойная зарплата

2. Эффективная занятость и организация труда – высокая производительность

3. Реальное социальное партнерство – путь к гармоничным трудовым отношениям

4. Профсоюзы – за сохранение и развитие социальных прав трудящихся

5. Охрана труда и экология – важнейший фактор сохранения жизни и здоровья трудящихся

6. Организационное укрепление – основа повышения эффективности деятельности профсоюзов России

7. Залог успеха деятельности профсоюзов – в компетентности, убеждённости и активности их лидеров

8. Гендерное равенство – составная часть социальной справедливости

9. Эффективная молодежная политика – современные профсоюзы

10. Информационная работа – ориентир на члена профсоюза

11. Глобализация профсоюзов – ответ на глобализацию капитала

12. Укрепление финансовой базы профсоюзов – залог успеха деятельности профсоюзного движения России

 

О ходе подготовки VII съезда Федерации Независимых Профсоюзов  России

    Генеральный Совет  ФНПР отмечает, что подготовка VII съезда Федерации Независимых Профсоюзов России осуществляется в соответствии с решением Генерального Совета ФНПР от 18.09.2010  № 10-1 «О созыве VII съезда Федерации Независимых Профсоюзов России», Планом мероприятий по подготовке и проведению VII съезда ФНПР, утвержденным Исполкомом ФНПР 30 ноября 2010 года. 
    Подготовка к съезду проходит в крайне напряженной социально-экономической обстановке. Работодатели предпринимают целенаправленные попытки ограничить права трудящихся через внесение соответствующих изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации. Только благодаря своевременному вмешательству ФНПР удалось предотвратить принятие в полном объеме законодательных инициатив Правительства Российской Федерации, направленные на значительное снижение уровня обеспечения работающих пособиями по временной нетрудоспособности.          
    В этих непростых условиях проходит и предшествующая VII  съезду ФНПР отчетно-выборная кампания 2010-2011 годов в членских организациях Федерации. 
    В 2010 году состоялось 17  съездов общероссийских  профсоюзов и 44 отчетно-выборных конференций территориальных объединений организаций профсоюзов. До конца текущего года пройдут 4 съезда и   9 конференций профобъединений. 
    Большинство членских организаций на прошедших конференциях и съездах внесли изменения и дополнения в уставы, направленные на укрепление организационного единства профсоюзов, совершенствование структуры профсоюзов, усиление исполнительской дисциплины, реализацию кадровой и финансовой политики.
Широкую поддержку получила практика выборов руководителей членских организаций с учетом мнения Исполкома ФНПР.
    В соответствии с Порядком выдвижения на должность председателя территориального объединения организаций профсоюзов, принятые коллегиальными органами членских организаций, Исполком ФНПР высказал конкретные рекомендации по избранию руководителей в 36  регионах. Поддержаны  кандидатуры, выдвинутые   на должность председателя  в 5 общероссийских профсоюзах.
    В 9 территориальных объединениях организаций профсоюзов избраны новые руководители (18%), из них 4 женщины,  4 человека из состава резерва. Средний возраст вновь избранных  руководителей  членских организаций  49 лет. 
    В каждой пятой членской организации выборы руководителей  проходили на альтернативной основе.
    Активно идет подготовка к VII съезду ФНПР. По состоянию на 1 декабря 2010 года  на съезд  ФНПР избраны  287  делегатов (из 720) от 46 членских организаций ФНПР, в том числе от 18 профсоюзов и 28 профобъединений. Из них женщины составляют половину делегатов и лишь 3 процента – молодежь.
В состав Генерального Совета ФНПР нового созыва делегировано 68 представителей  членских организаций, что составляет  40 процентов  от общего количества.
    Подготовлены для обсуждения в членских организациях ФНПР Отчет Генерального Совета о деятельности по выполнению решений VI съезда ФНПР, проекты Программы ФНПР на 2011-2015 годы «Достойный труд-основа благосостояния человека и экономического роста» и резолюций съезда.
    В их разработке и экспертной оценке приняли активное участие члены постоянных комиссий Генерального Совета ФНПР, участники Дискуссионного клуба из числа руководителей и специалистов Аппарата ФНПР, ее членских организаций, члены Методического совета ФНПР по вопросам профсоюзного образования и исследования проблем профсоюзного движения, ученые АТиСО, заместители руководителей учебно-методических центров профсоюзов.
    В соответствии с Порядком, утвержденным Генеральным Советом ФНПР на съездах, конференциях, заседаниях коллегиальных органов членских организаций активно началось выдвижение кандидатур для избрания на должность Председателя ФНПР.
    Многие членские организации, а также ряд ассоциаций выдвинули или поддержали кандидатуру действующего Председателя ФНПР Шмакова Михаила Викторовича. Одна из организаций выдвинула кандидатуру Исаева Андрея Константиновича, заместителя Председателя ФНПР.
    Учитывая обострение социально-экономической ситуации в стране, признавая существование проблем в российском профсоюзном движении, ряд членских организаций вышли с инициативой приблизить срок проведения съезда ФНПР с целью выработки адекватной стратегии профсоюзов.     
    Исходя из вышеизложенного, Генеральный Совет Федерации Независимых Профсоюзов России постановляет:
    1. Информацию о ходе подготовки к VII съезду ФНПР принять к сведению. 
    2. Во изменение п.1 постановления Генерального Совета ФНПР от 18.09.2010  № 10-1 «О созыве VII съезда Федерации Независимых Профсоюзов России» созвать VII  съезд ФНПР  12 января  2011 года.
В соответствии с Уставом ФНПР считать VII съезд ФНПР внеочередным.
    3. Одобрить Отчет Генерального Совета ФНПР о деятельности по выполнению решений VI съезда Федерации Независимых Профсоюзов России, проекты Программы ФНПР на 2011-2015 годы «Достойный труд - основа благосостояния человека и экономического роста» и резолюций съезда и направить их для обсуждения в членские организации, а также опубликовать в центральной профсоюзной газете «Солидарность» и разместить на сайте ФНПР в Интернете (прилагаются).
    4. Членским организациям ФНПР в срок до 24 декабря 2010 года:
              провести с участием членов Генерального Совета ФНПР  широкое обсуждение проектов документов  VII съезда ФНПР и направить свои предложения в ФНПР;
             обобщить и направить в Департамент организационной работы Аппарата ФНПР замечания и предложения,  высказанные в адрес ФНПР на отчетно-выборных съездах и конференциях;  
    обеспечить избрание делегатов съезда, делегирование в состав Генерального Совета ФНПР, обратив особое внимание на рекомендации ФНПР о необходимости представительства молодежи, женщин, работников основных профессий в составе делегаций; 
    5. Ассоциациям общероссийских, межрегиональных профсоюзов, территориальных объединений организаций профсоюзов в федеральных округах провести до 24 декабря 2010 г. заседания по выдвижению кандидатур в состав Исполнительного комитета ФНПР и в состав заместителей членов Исполнительного комитета ФНПР, а также представить предложения по персональному составу рабочих органов VII съезда.

Программа Федерации Независимых Профсоюзов России
на 2011-2016 годы
«Достойный труд – основа благосостояния человека и экономического роста».

    Федерация Независимых Профсоюзов России (ФНПР) подтверждает верность избранному курсу борьбы за достойный труд, достойную жизнь, экономику, способную обеспечить достойный труд, достойную жизнь и социальную безопасность. Эти направления усилий российских профсоюзов остаются ключевыми. Профсоюзы России заявляют: только достойный труд – основа благосостояния человека и экономического роста.
    ФНПР и ее членские организации вновь подтверждают свою приверженность целям и идеалам российского и международного профсоюзного движения: защите прав и интересов работников, которые неотъемлемы и основаны на правах человека, признанных прогрессивным человечеством. 
    ФНПР остается верной своим принципам: единство, солидарность, справедливость, независимость, социальная, экономическая и политическая демократия. 
    Идеологической основой деятельности ФНПР является положение Конституции Российской Федерации о России как социальном государстве. Миссия профсоюзов России – представительство и защита законных прав и интересов работников, содействие формированию цивилизованных социально-трудовых отношений как способов конструктивного укрепления институтов доверия, согласия и сотрудничества в обществе.
    ФНПР несет ответственность перед членами профсоюзов, входящих в Федерацию. ФНПР продолжит борьбу за реальное правовое государство, подразумевая под этим в первую очередь всеобщее равенство перед законом. 
    ФНПР независима от политических партий и движений, других общественных объединений, религиозных конфессий, работодателей и органов государственной власти, органов местного самоуправления, не приемлет их давления на принятие решений. Участие в политической жизни общества является для ФНПР средством более эффективного решения своих задач, выполнения своего общественного предназначения (миссии).
    ФНПР выступает за построение трудовых отношений на принципах социального партнерства с властью и работодателями. Эффективное социальное партнерство, основанное на уважении прав человека, взаимоприемлемом сочетании интересов наемных работников, работодателей и государства в условиях экономической демократии, способно эффективно обеспечивать устойчивое экономическое и социальное развитие страны.
    Однако вызовы текущего момента обязывают нас заявить, что нарастает необходимость использования более жестких методов социального диалога – вплоть до массовых протестных действий, когда работодатели или органы власти уклоняются от конструктивного сотрудничества, предпринимают попытки подменить реальное партнерство формальным, посягательства на законные права наемных работников, пытаются ослабить профсоюзы и причинить ущерб их авторитету. 
        Требование социальной справедливости – основной вызов времени.
    Вызовы времени, стоящие перед российскими профсоюзами, представляют собой наиболее острые проблемы экономики России и ее социального устройства. Вызовы времени – это проблемы, стоящие перед Россией как социальным государством. 
    При этом в обществе нет единого мнения о том, как эти проблемы решать. Позиция профсоюзов, которые представляют единое мнение наиболее организованной части трудящихся России, часто расходится как с мнением бизнесменов, так и мнением чиновников. Необходимость модернизации оборудования и технологий все чаще пытаются подменить механическим увеличением эксплуатации работников, при одновременном фактическом снижении их доходов. 
    Пик финансово-экономического кризиса, глубоко затронувшего нашу страну, подтвердил правоту тезиса «Россия – богатая страна с бедным населением». При общем снижении жизненного уровня у большинства населения страны в России продолжается рост числа долларовых миллиардеров. Существующая налоговая система предоставляет фактические преференции наиболее обеспеченной части общества, что качественно снижает государственные доходы.
    В период кризиса российские работодатели дали фактический ответ на вопрос, за чей счет кризис будет преодолен. Ответ прозвучал однозначно: за счет работников и государства (налогоплательщиков).
Сегодня работников и государство пытаются снова принудить заплатить – прямо или косвенно – за современное переоборудование частных предприятий.
    При этом звучат утверждения о том, что де «россияне плохо и мало работают». Подобные утверждения обычно свойственны работодателям, чьи миллиардные состояния выдаются за «нажитые своим умом», без какого-либо трудового участия тысяч рядовых работников, сидящих на грошовых зарплатах.
    Поддержание в России максимально возможного уровня безработицы помогает работодателям занижать как имеющийся уровень зарплат, так и уровень притязаний работников. Однако возможность платить за текущий уровень безработицы – пособия, переобучение, общественные работы – российский капитал уступает государству и всему населению. 
    Сознавая, что подобная ситуация является для него потенциально опасной, российский бизнес пытается сделать основой российского трудового законодательства выгодные только ему законы. 
    Превращение работников, то есть граждан России, из цели модернизации в расходное средство модернизации; уменьшение издержек и социально ответственных расходов (например, выходные пособия при увольнении работников); экономия на фонде оплаты труда – вот основные направления «модернизации» России по принципам российского бизнеса. Российские профсоюзы никогда не согласятся с подобными «инновациями».
    Устойчивое развитие экономики, развитие человеческого капитала, наращивание его качества, рост доходов, улучшение уровня жизни населения – это должно быть целью модернизации России и внедрения инноваций в российскую экономику.
    Встречая сопротивление профсоюзов, бизнес прибегает к максимально жестким формам давления на организации трудящихся. Увольнения профсоюзных активистов, прямое нарушение законодательства, манипуляции с общественным сознанием – вот неполный перечень используемых методов. Поощряя атомизацию российского общества, пытаясь разбить его по малым, частным интересам, бизнес стремится уничтожить принцип солидарности, традиционно присущий России, российскому обществу и российским профсоюзам. Вместо него активно внедряются совершенно иные нормы, согласно которым только уровень личного богатства есть единственное мерило ценности человека. Фразеология же о «равных стартовых возможностях» в условиях коммерциализации образования и здравоохранения превращается в издевательство. Российские профсоюзы не приемлют подобное мировоззрение. Принцип солидарности был и будет основой нашей работы.
    Обеспечение социальной справедливости на предприятии и в обществе, достижение справедливого распределения созданных богатств – это глобальный вызов времени, стоящий перед российскими профсоюзами. 
    Набор проблем, стоящих сегодня перед страной и профсоюзами, показывает: их преодоление невозможно без реальной консолидации и качественного укрепления профсоюзных структур. Качественное усиление отраслевых профсоюзов, дисциплина выполнения совместно принятых решений – путь, который должны пройти российские профсоюзы в сжатые сроки.
    Централизация ресурсов и действий, развитие демократических процедур – это главные направления развития российского профсоюзного движения. Только с их помощью профсоюзы смогут эффективно ответить на вызовы, которые ставят перед нами жизнь.

    За экономику, обеспечивающую достойную жизнь всем на базе достойного труда.
    Социально-ориентированное инновационное развитие в силу соответствующих финансовых возможностей и демографических ограничений на долгосрочную перспективу не имеет для России альтернативы. В рамках данного выбора стратегический фокус осуществляемых в стране преобразований должен выражать главный приоритет нового тысячелетия – обеспечение общественного прогресса для человека и посредством человека.
    Профсоюзы России поддерживают сформулированную Международной организацией труда Концепцию достойного труда, где достойный труд выступает в качестве стержня социального, экологического и экономического развития, который играет главную роль в деле обеспечения сбалансированности и социальной справедливости в условиях, когда современная цивилизация находится в поиске более стабильных и справедливых подходов к проблемам роста и развития. Процессы всеобъемлющей модернизации должны базироваться на достойном труде и обеспечивать его.
    Профсоюзы России намерены активно участвовать в выработке конкретных направлений и мер модернизационного характера, добиваясь при этом их согласованности на многосторонней основе, обоснованности, прозрачности. При этом профсоюзы остаются на позиции: не человек для экономики, а экономика для человека.
    ФНПР будет способствовать и добиваться ускорения темпов развития экономики, формирования структурно развитой, обеспечивающей нужды страны и населения, конкурентоспособной экономики на базе рабочих мест, позволяющих использовать материальные и человеческие ресурсы эффективно с точки зрения интересов государства, наемных работников, бизнеса. 
    ФНПР настаивает на: 
    реализации экономической стратегии, ориентированной на эффективные структурные изменения в экономике, обеспечивающие занятость населения, достойные рабочие места; 
    повышении эффективности государственного управления, контроля и надзора на уровне Федерации и ее субъектов; 
    реализации эффективной политики развития экономики регионов, обеспечивающей их стабильное социальное развитие; 
    активном и ответственном участии органов государственной власти и органов местного самоуправления в проведении единой политики в области развития экономики и общества;
    реализации комплексных программ приумножения человеческого капитала страны, сохранения здоровой экологической среды, уважения прав и свобод человека-гражданина и человека труда; 
    социальной справедливости в сфере распределения результатов экономики в целом и результатов труда на каждом предприятии, в каждой организации, в каждом учреждении. 
    ФНПР продолжит борьбу за: 
    развитие систем социальных услуг населению, повышающих качество человеческого потенциала (образовательных, медицинских, культурных, физического развития); 
    более эффективную в социальном плане бюджетную политику, рост социальной составляющей консолидированного бюджета; 
    изменение налоговой системы в целях обеспечения справедливости в распределении доходов, искоренения бедности и преодоления чрезмерного экономического неравенства. 
    ФНПР продолжит:
    осуществлять социальную экспертизу законопроектов и программ в области экономики, предпринимательства, социального развития и использовать все свои возможности для повышения уровня жизни трудящихся и их семей; 
    проводить профсоюзный мониторинг исполнения решений исполнительной власти, принятых законов и достигнутых результатов в части развития рынка труда, трудовых отношений, социальной защищенности и уровня жизни населения, его сохранения и преумножения.

    Достойная зарплата – основной индикатор достойного труда.
    Российская действительность демонстрирует серьезное противоречие в сфере заработной платы (крайне низкая оценка труда большинства работающих и завышенная неадекватно вкладу оценка труда топ-менеджеров), обусловившее резкую дифференциацию заработной платы и крайне недостаточный уровень средней заработной платы, не соотносящийся с уровнем нагрузки на нее. Существенную роль в формировании данной ситуации сыграло необоснованное ни с экономической, ни с социальной точки зрения сдерживание уровня минимального размера оплаты труда, устанавливаемого государством в качестве государственной гарантии, одного из основных элементов, характеризующих качество распределения социальной ответственности между государством и предпринимателями (бизнесом).
    Под достойной заработной платой профсоюзы понимают заработную плату: 
    обеспечивающую экономическую свободу работающему человеку и его семье; 
    создающую базовые основы для систем социальной страховой защиты и социального обеспечения; 
    дающую возможность человеку развиваться, отдыхать, пользоваться достижениями цивилизации; 
    отвечающую понятию справедливого распределения результатов труда; 
    зарабатываемую в условиях, не унижающих достоинство человека; 
    решающую проблему материальной базы для расширенного воспроизводства населения страны, обеспечения экономики квалифицированными трудовыми ресурсами. 
    Профсоюзы будут добиваться: 
    неукоснительного исполнения всех норм трудового законодательства, коллективных договоров и соглашений, регламентирующих отношения работников и работодателей в области заработной платы;
справедливого распределения результатов труда;
    установления минимального размера оплаты труда, обеспечивающего воспроизводство и развитие человеческого капитала (человеческих и трудовых ресурсов) при условии рационального потребления товаров и услуг;
    обязательного соответствия уровня оплаты труда квалификации работника, сложности, количеству,  качеству и условиям труда;
    равной оплаты за труд равной ценности без какой-либо дискриминации;
    установления единых основ квалификационной стандартизации во взаимосвязи с адекватной системой профессионального образования и уровнями заработной платы (системами оплаты труда);
    завершения модернизации систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов различных уровней, обеспечивающей обоснованное соотношение размеров оплаты труда в бюджетной и внебюджетной секторах экономики, привлекательность труда в этой сфере для квалифицированных кадров, качественные услуги населению.

    Эффективная занятость, сбалансированный рынок труда – необходимые условия достойного труда.
    Реализация курса на модернизацию экономики невозможна без обеспечения эффективной занятости, стержень которой – в организации труда.
    Современная организация труда предполагает: оборудование рабочих мест в соответствии с высокими технологиями и безопасностью; подбор и расстановку персонала в соответствии с требованиями к уровню квалификации; нормирование труда, обеспечивающее эффективное использование рабочего времени, умственных и физических сил работника; социальное и экономическое стимулирование работников для обеспечения восстановления сил, здоровья и профессионального развития. От усилий и финансовых затрат работодателя на организацию труда зависит производительность и эффективность деятельности всего предприятия.
    Сегодня собственники предприятий не вкладывают достаточно средств в модернизацию производства, в изучение конъюнктуры спроса на рынках товаров и услуг, влияющей на изменение спроса на рабочую силу, совершенствование управления предприятием на основе формирования базисной системы административного менеджмента, из-за отсутствия которой сводится практически на нет весь экономический эффект, связанный с модернизацией производства. Устаревшее оснащение рабочих мест, низкая культура организации труда и его оплата, отставание систем профессионального образования и оперативной переподготовки кадров – вот неполный перечень причин неэффективного использования трудовых ресурсов и низкой производительности труда.
    Профсоюзы России категорически не согласны с тезисом о низкой производительности – как результате плохого труда работников. Высокая производительность невозможна без адекватного отношения работодателя к сбережению и приумножению трудового потенциала.
    Эффективную занятость работников профсоюзы России понимают как рациональное использование знаний, умений и навыков работника, высокотехнологичную и безопасную организацию труда, обоснованную степень его эксплуатации, обязательные инвестиции в непрерывное профессиональное развитие работника, его здоровье и благосостояние, как в стратегический ресурс любой организации, страны в целом.
    Эффективная занятость трудоспособного населения страны предполагает максимально возможную занятость на рабочих местах, обеспечивающих высокую производительность труда, оптимизацию управленческих и посреднических структур, исключение неформальных трудовых отношений, теневого рынка труда.
    Профсоюзы России продолжат добиваться:
    совершенствования управления производством на основе формирования базисной системы административного менеджмента, из-за отсутствия которой сводится практически на нет весь экономический эффект, связанный с модернизацией производства;
    создания эффективных рабочих мест в процессе модернизации экономики.
    Профсоюзы будут бороться: 
    против попыток введения под различными предлогами сверхэксплуатации наемного труда; 
    за трудовые отношения в рамках норм трудового законодательства без каких- либо исключений;
    за усиление государственного контроля рынка труда, исключающего теневые трудовые отношения – источник недобросовестной конкуренции на рынке труда.
    Профсоюзы намерены усиливать свои контрольные функции  в этой сфере.
    Профсоюзы считают необоснованно высоким уровень безработицы в стране, принимающей (законно и незаконно) многомиллионную трудовую миграцию из-за рубежа. Это еще один источник недобросовестной конкуренции на рынке труда, нелегального незаконного перераспределения создаваемого дохода. Положительные результаты по снижению уровня регистрируемой безработицы достигаются преимущественно за счет организации временных нестабильных и неэффективных рабочих мест. Такая практика не должна стать нормой.
    Профсоюзы продолжат добиваться:
    предметного и достоверного мониторинга рынка труда, состава рабочих мест;
проведения предварительной экспертизы планов модернизации, инновационных и инвестиционных программ в рамках Российской и региональных трехсторонних комиссий с точки зрения создания новых достойных рабочих мест;
    повышения уровня  материальной поддержки безработных, увеличения размера пособий по безработице;
повышения роли служб занятости в формировании межрегиональной миграции трудовых ресурсов в целях исключения вынужденной безработицы;
    регулирования внешней трудовой миграции, приема иностранной рабочей силы с учетом приоритетной занятости российских граждан на региональных рынках труда, а также реальных потребностей и возможностей субъектов Российской Федерации по приему и обустройству иммигрантов;
    обеспечения для легальных мигрантов, осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации, медицинского обслуживания, образования, социального страхования, распространения на них норм трудовых отношений и права на коллективную защиту.
    Российский рынок труда еще далек от оптимального по степени сбалансированности предложения рабочей силы по количеству и качеству с количеством и качеством предлагаемых рабочих мест.
    На решение данной задачи должны быть направлены региональные перспективные программы развития рабочих мест и системы непрерывного профессионального развития.

    Эффективные системы социального страхования, социальной защиты и социальных услуг - неотъемлемые составляющие достойного труда.
    Признавая важность принятых органами власти решений по возвращению социальной защиты работника на страховые принципы, упразднению единого социального налога и введению страховых взносов, подтвердивших обоснованность позиции и последовательность действий профсоюзов, ФНПР рассматривает их как начальную стадию формирования полноценной системы обязательного социального страхования.
    В целях обеспечения доступности социальных услуг, эффективной защиты работника от социальных рисков, содействия процессу воспроизводства рабочей силы ФНПР будет добиваться:
    продолжения работы по совершенствованию системы обязательного социального страхования на страховых принципах, обеспечения финансовой устойчивости внебюджетных социальных фондов, их автономности от решения бюджетных задач, разграничения функций социального страхования и государственной социальной помощи;
    перехода к определению тарифов страховых взносов на основе актуарных расчетов, установления согласованного социальными партнерами уровня замещения заработка работника при наступлении страховых случаев не ниже норм, рекомендуемых Международной организацией труда; 
    определения эффективного правового статуса внебюджетных социальных фондов, механизмов участия социальных партнеров в управлении и контроле за формированием и целевым расходованием страховых средств;  
    восстановления обязательного страхования от безработицы; 
    разработки программы долгосрочного развития пенсионной системы, нацеленной на повышение уровня пенсионного обеспечения граждан, совершенствование системы досрочных пенсий и накопительного компонента, стимулирование добровольного пенсионного страхования работников, в т.ч. в бюджетной сфере;
повышения качества и доступности медицинских услуг за счет средств обязательного медицинского страхования, формирования базовой и территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на основе определения комплекса стандартов ее предоставления, включая лекарственное обеспечение;
    расширения участия профсоюзов в системе обязательного социального страхования, обновления деятельности комиссий по социальному страхованию и пенсионных комиссий, повышения эффективности профсоюзного контроля за полнотой и качеством предоставления социальных услуг; 
    улучшения условий санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников, расширения охвата диспансеризацией всех категорий наемных работников, организации общественного питания на производстве, развития санаториев-профилакториев как системы предупреждения общей и профессиональной заболеваемости;
    восстановления механизмов обеспечения санаторно-курортного лечения работников и членов их семей, отдыха и оздоровления детей и подростков; 
    ориентации бюджетных ресурсов на поддержку семьи, материнства, детства, обеспечение доступности для работающих и их семей жилья, качественного образования, медицинских услуг, культурных ценностей, занятий физической культурой и спортом.

    Социальное партнерство – действенный механизм формирования условий для достойного труда.
На сегодняшний день основным инструментом, обеспечивающим защиту интересов и потребностей работника на производстве, является социальное партнерство в сфере труда.
    В рамках социального партнерства принимаются решения по многим вопросам экономической и социальной жизни страны, регионов и предприятий. 
    Практически на всех предприятиях, где  действуют первичные организации профсоюзов, входящие в ФНПР, заключены коллективные договоры. 
    Необходимость развития институтов социального партнерства признается как профсоюзами, так и правительством и работодателями.
    В то же время соглашения и коллективные договора нередко воспринимаются работодателями как формальный акт и не становятся в полной мере действенным инструментом в регулировании трудовых отношений. 
    Имеют место нарушения принципов социального партнерства, согласованных норм коллективных договоров и соглашений. Подвергаются давлению работники, решившие использовать свое законное право на коллективную защиту, на создание профсоюзных организаций по месту работы.
    Стремясь обеспечить реальное и эффективное взаимодействие профсоюзов, работодателей и органов власти на принципах социального партнерства, ФНПР  и ее членские организации будут работать в направлениях:
повышения статуса Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, отраслевых, региональных и территориальных трехсторонних комиссий;
    повсеместного внедрения положений системы «Единая переговорная кампания»: единых сроков коллективно-договорной компании, соблюдения последовательности работы по подготовке и заключению соглашений и коллективных договоров;
    формирования единых требований профсоюзов; консолидации усилий, солидарности и единства действий всех профсоюзов, профсоюзных органов, членов профсоюзов в целях поддержки переговорных кампаний;
повышения эффективности обучения профсоюзного актива по вопросам проведения переговоров, разработки и заключения соглашений и коллективных договоров, урегулирования коллективных трудовых споров в организациях всех форм собственности;
    содействия заключению коллективного договора во всех организациях, где действуют первичные профсоюзные организации профессиональных союзов, входящих в ФНПР, уделяя особое внимание качеству заключаемых коллективных договоров;
    конкретизации обязательств коллективных договоров и соглашений, совершенствования механизмов их реализации с целью максимального обеспечения интересов работников;
    содействия вовлечению работодателей организаций, где действуют профсоюзы, в объединения работодателей;
    внесения в функциональные обязанности федеральных, региональных органов власти и органов местного самоуправления полномочий по ведению переговоров и подписанию соглашений по вопросам, входящим в их компетенцию;
    повышения ответственности органов исполнительной власти и местного самоуправления за исполнение заключенных ими соглашений;
    использования возможностей социальной рекламы для пропаганды социального партнерства как государственной идеологии в сфере трудовых отношений, освещения деятельности профсоюзов и их социальных партнеров;
    максимального учета обязательств сторон соглашений при формировании федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и заключения соглашений до принятия бюджетов всех уровней.
        Соблюдение трудовых прав и уважение интересов работника – залог достойного труда
    Правозащитная работа ФНПР направлена на обеспечение соблюдения гражданских прав и свобод, трудовых прав работников и независимости профсоюзов. 
    ФНПР и ее членские организации будут добиваться: 
    укрепления и совершенствования деятельности правовых инспекций труда и юридических служб профсоюзов;
сохранения и расширения прав работников и профсоюзов при реформировании трудового законодательства, в том числе совершенствования норм Трудового кодекса Российской Федерации; 
    повышения уровня ответственности за правонарушения в сфере труда; 
    установления административной и уголовной ответственности за нарушения прав профсоюзов; 
    создания специализированных трудовых судов по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, внедрения институтов досудебного урегулирования трудовых споров. 
    ФНПР будет осуществлять мониторинг применения законодательства в социально-трудовой сфере, обеспечивать органы профсоюзов материалами информационно-справочного характера по различным направлениям деятельности правовых служб профсоюзов.

    Безопасные условия труда – фактор достойного труда.
    ФНПР требует от органов государственной власти:
    утвердить программу «Здоровье работающего населения России», в которой предусмотреть комплекс мер, направленных на создание национальной модели служб медицины труда, профилактике стресса на работе и его негативных последствий, решение гендерных проблем в области охраны труда и здоровья работников, минимизацию рисков нарушения здоровья;
    ускорить принятие нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы оценки качества оказания профпатологической помощи, медицинских регламентов допуска работников, занятых на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров;
    ужесточить материальную ответственность работодателя за вред, причиненный работнику в результате несчастного случая или профессионального заболевания, и установить полномочия федеральным органам исполнительной власти по вопросам государственного управления охраной труда.
    Конечной целью реализуемых мероприятий по охране труда является улучшение положения с условиями труда на рабочем месте.

    Сильные профсоюзы - гарантия достойного труда. 
    Сегодня имеют место как стремление предпринимателей к созданию «ручных» организаций работников, так и локальные сепаратистские настроения в профсоюзном движении. 
    Не преодолено сокращение численности членов профсоюзов, что создает дополнительные финансовые и кадровые трудности.
Реальная ситуация требует организационного сплочения, единства действий профсоюзов страны. 
    Только сильные общероссийские профсоюзы, объединенные Федерацией Независимых Профсоюзов России и представленные на региональном уровне территориальными объединениями организаций профсоюзов, способны дать ответ на вызовы времени, достойно представлять и защищать интересы членов профсоюзов.
В целях укрепления профсоюзного движения, повышения роли профсоюзов в государстве и обществе деятельность ФНПР будет направлена на: 
    содействие членским организациям в увеличении численности членов профсоюзов, как за счет роста профсоюзного членства в организациях, где уже действуют профсоюзы, так и создание новых первичных профсоюзных организаций на предприятиях во всех секторах экономики, вовлечение в профсоюзы работников предприятий малого и среднего бизнеса; 
    содействие укреплению общероссийских профсоюзов, в том числе за счет обоснованного объединения, совершенствование их организационной структуры; 
    усиление роли территориальных объединений организаций профсоюзов в координации и содействии деятельности структурных организаций общероссийских профсоюзов, координационных советов организаций профсоюзов в муниципальных образованиях; 
    укрепление профсоюзной солидарности и единства, повышение массовости и эффективности коллективных действий профсоюзов; 
    демократизацию профсоюзной жизни, обеспечение непосредственного участия членов профсоюзов в решении всех вопросов деятельности профсоюзных организаций, активного и осознанного членства трудящихся в профсоюзах; 
    укрепление взаимодействия с профсоюзами и профсоюзными объединениями, не входящими в структуру ФНПР, но поддерживающими основные цели и задачи Федерации. 
    В целях повышения профессионализма профсоюзного актива и профсоюзных кадров ФНПР намерена продолжить работу по: 
    повышению эффективности формирования, подготовки и использования кадрового резерва; 
    совершенствованию системы стимулирования труда профсоюзных работников и их социальной защиты; 
    повышению потенциала образовательных учреждений профсоюзов и организационной эффективности подготовки специалистов, повышения квалификации профсоюзных кадров, научно-методического и информационно-аналитического обеспечения деятельности ФНПР и её членских организаций. 
    Учитывая, что каждый третий член профсоюзов - молодой человек в возрасте до 35 лет и рассматривая молодежь как главный стратегический ресурс профсоюзов, ФНПР активизирует работу:
по привлечению молодежи в профсоюзы; 
    по эффективному использованию потенциала молодежи и молодежных советов, привлекая их к непосредственному участию в процедурах переговоров с работодателями, представителями исполнительной власти, в формировании предложений по специфическим молодежным проблемам в сфере трудовых отношений, в контроле за исполнением коллективных договоров и соглашений; 
    по выдвижению молодежи в руководящие профсоюзные органы на всех уровнях; 
    по подготовке профсоюзного актива и кадрового резерва на руководящие профсоюзные должности из числа молодежи. 
    Актуальной остается деятельность ФНПР по формированию равных возможностей мужчин и женщин в реализации интересов и прав в сфере трудовых отношений, для чего ФНПР будет добиваться: 
    участия в социальной экспертизе законопроектов и государственных программ на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации (с учетом гендерной составляющей); 
    обеспечения равного доступа к образованию мужчин и женщин, повышению квалификации, карьерному росту, профессиональной подготовке и стажировке через систему соглашений и коллективных договоров;
применения гендерного подхода к оценке вопросов, составляющих предмет переговоров по содержанию региональных и отраслевых соглашений, коллективных договоров в организациях. 
    ФНПР намерена обеспечивать дальнейшее укрепление деятельности профсоюзного движения России на основе единой финансовой политики, которая должна обеспечить: 
    пополнение профсоюзного бюджета за счет поступлений от всех разрешенных законодательством видов деятельности; 
    создание фондов солидарности, забастовочных фондов, фондов подготовки кадров;
оптимизацию структуры управления профсоюзной собственностью, повышение эффективности ее использования; 
    упрочение материального положения профсоюзов за счет перераспределения доходов, получаемых от использования профсоюзного имущества в направлении общего развития – финансирования перспективных объектов, инвестирования хозяйственных обществ;
расширение возможности бесплатного и льготного использования членами профсоюзов социальной инфраструктуры профсоюзов. 
    Эффективность деятельности ФНПР зависит от массовости профсоюзного движения, сплоченности и организованности ее членских организаций, места Федерации в системе общественных организаций страны, осведомленности общества о ее деятельности, уровня взаимоотношений со структурами законодательной и исполнительной власти, с предпринимательским сообществом, представителями науки и информационных систем, профессионализма профсоюзных работников и актива, активности каждого члена профсоюза. 
    В целях системного разрешения социально-трудовых проблем ФНПР и ее членские организации будут
повышать эффективность взаимодействия профсоюзов с законодательными (представительными) органами власти, 
    совершенствовать систему обмена информацией по вопросам участия профсоюзных организаций в процессе нормотворчества на федеральном и региональных уровнях, уровне местного самоуправления;
    наращивать профсоюзное влияние в законодательных органах власти всех уровней и органах местного самоуправления, расширять непосредственное участие профсоюзов в составе представительных органов власти, совершенствовать координацию действий профсоюзов с законодательными (представительными) органами власти всех уровней, органами местного самоуправления, создавать новые каналы влияния на принятие решений в сфере формирования и принятия законов; 
    в целях информирования общественности и пропаганды позиции профсоюзов по вопросам развития экономики, решения проблем социально-трудового характера активно работать в системе Общественной палаты Российской Федерации и общественных палат в субъектах Российской Федерации, других организаций, реально работающих на российском пространстве; 
    совершенствовать, укреплять информационную работу в целом, расширять базу профсоюзных средств массовой информации, всемерно поддерживать работу действующих и утверждение новых профсоюзных печатных изданий, входить в состав аппаратов управления служб по связям с общественностью, обеспечивать финансирование информационной и издательской деятельности профсоюзов в центре и на местах; 
    добиться массовой целевой подписки на центральную профсоюзную газету «Солидарность», содействовать распространению практики создания новых региональных выпусков газеты; 
    внедрить Единую информационную систему профсоюзов на базе современных коммуникационных технологий, стимулировать создание профсоюзных Интернет-сайтов; 
    шире и активнее использовать возможности центральных средств массовой информации, в том числе электронных, в целях формирования позитивного имиджа российских профсоюзов в обществе, роста их авторитета и привлечения в их ряды новых членов.

    Солидарность профсоюзов мира – залог победы идеологии достойного труда. 
    Со дня своего основания ФНПР заложила принцип международной профсоюзной солидарности в качестве важнейшего условия успешной борьбы работников за свои законные права в условиях нарастающей конкурентной борьбы в мировой экономике, растущей поляризации экономического состояния стран, растущей в мире безработицы и бедности, в борьбе за достойный созидательный труд. 
    ФНПР – признанный равноправный и авторитетный член Международной профсоюзной конфедерации, активный участник в практической деятельности трудящихся в Международной организации труда, в деятельности европейских профсоюзов, соратник профцентров стран СНГ и дальнего зарубежья. 
    ФНПР совместно с профобъединениями других стран влияет на решения правительств в пользу социально ориентированной национальной политики и международных соглашений, используя для этого встречи министров труда, глав правительств и государств, коллегиальные заседания международных организаций, призванных регулировать определенные отношения в глобализирующемся мире. 
    ФНПР будет и далее укреплять позиции в международном профсоюзном движении, в системе международных правительственных и неправительственных организаций; пропагандировать деятельность российского профсоюзного движения в мире. 
    В тесном сотрудничестве с национальными профцентрами и международными профсоюзными организациями ФНПР продолжит борьбу за повсеместное продвижение идеи достойного труда; за ликвидацию безработицы и бедности в мире; за равенство трудовых прав и возможностей без какой-либо дискриминации; за неукоснительное соблюдение международных трудовых норм и прав работников и профсоюзов, закрепленных в конвенциях Международной организации труда, конвенциях и пактах других международных организаций, членом которых является Россия; за распространение идеи социального партнерства среди основных субъектов экономики, трудовых отношений; за укрепление и развитие профсоюзного движения, солидарность и справедливость; против развязывания войн, любых форм насилия и террора.

                                       

  Гендерное равенство  - составная часть социальной справедливости!

    Съезд отмечает, что за последние годы в российском обществе достигнут определенный прогресс в обеспечении гендерного равноправия: повысилась осведомлённость в вопросах социального равенства мужчин и женщин; гендерные проблемы находят отражение на законодательном уровне; ежегодно индексируются пособия в связи с материнством и уходом за детьми; введены такие меры поддержки семьи, как материнский (семейный) капитал и родовой сертификат. 
    Вместе с тем, сохраняется настоятельная необходимость разработки государственной политики по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, создания механизма ее реализации в целях преодоления дискриминации женщин в сфере труда и занятости, обеспечения их пропорционального представительства в органах, принимающих решения на всех уровнях. 
    Рассматривая достижение гендерного равенства как важную составную часть деятельности профсоюзов по обеспечению социальной справедливости,            Съезд считает необходимым:
    продолжить реализацию международной кампании «За достойный труд для достойной жизни женщин»;
    подготовить предложения по совершенствованию национального законодательства и нормативных актов в поддержку реализации конвенций МОТ № 100 (О равном вознаграждении), №111 (О дискриминации в области труда и занятий), №156 (О трудящихся с семейными обязанностями),             №183 (Об охране материнства);
разработать целевые показатели для осуществления мониторинга  обеспечения гендерного равенства и социальной справедливости на рабочем месте через систему коллективных договоров и соглашений; 
    содействовать реализации региональных программ занятости, созданию достойных рабочих мест с учетом гендерного паритета, совершенствованию системы профессиональной подготовки и непрерывного обучения женщин в целях повышения их конкурентоспособности на рынке труда;
    осуществить комплекс мер, направленных на обеспечение равного вознаграждения за труд равной ценности, включая проведение специальных исследований, информирование и проведение коллективных переговоров по преодолению гендерного разрыва в оплате труда;
    подготовить рекомендации по дальнейшему внедрению практики проведения гендерных аудитов;
разработать методологию действий по обеспечению справедливого пропорционального представительства женщин в профсоюзных структурах.

    Гендерное равенство – шаг к социальной справедливости в обществе!

Эффективная занятость и организация труда – высокая производительность.

    Реализация курса на модернизацию экономики невозможна без обеспечения эффективной занятости, в основе которой – организация труда. Главное в ней: оборудование рабочих мест в соответствии с высокими технологиями и безопасностью; подбор и расстановку персонала в соответствии с требованиями к уровню квалификации; нормирование труда, обеспечивающее эффективное использование рабочего времени, умственных и физических сил работника;  социальное и экономическое стимулирование работников для обеспечения восстановления сил, здоровья и профессионального развития. От усилий и финансовых затрат работодателя на организацию труда зависит производительность и эффективность деятельности всего предприятия.
    Катастрофически устаревшее оснащение рабочих мест, низкая культура организации труда и его оплата, отставание систем профессионального образования и оперативной переподготовки кадров – вот неполный перечень причин неэффективного использования трудовых ресурсов и низкой производительности труда.
    Но всю ответственность за собственное бездействие работодатели предлагают взять на себя работнику. По их мнению, именно из-за работника уровень производительности в нашей стране слишком низок! Работник должен работать интенсивнее и дольше, бояться, что его уволят, ведь за воротами стоит целая армия безработных. Поэтому работник часто вынужден соглашаться на необоснованно завышенные задания, сверхурочные работы, чтобы хотя бы прокормить себя и семью. Платой за это является утрата здоровья, отсутствие средств и свободного времени для развития.
    Профсоюзы категорически не согласны с тезисом о низкой производительности – как результате плохого труда работников. Высокая производительность невозможна без адекватного отношения работодателя к сбережению и приумножению трудового потенциала.
    Съезд ФНПР:
    заявляет, что профсоюзы будут настаивать на политике эффективной занятости и организации труда, которая позволит работнику иметь достойный заработок, реализовать творческие способности в процессе трудовой деятельности, способствовать непрерывному профессиональному развитию и как следствие – повышению производительности и эффективности каждого предприятия и экономики в целом;
предлагает органам государственной власти и местного самоуправления совместно с объединениями профсоюзов и работодателей разработать комплексную программу развития рынка труда, которая будет способствовать созданию   эффективных   рабочих   мест,    обеспеченных   соответствующим уровнем образования и квалифицированными работниками с оплатой труда, отвечающей их квалификации и сложности работы;
    настаивает на проведении предварительной экспертизы эффективности модернизационных намерений, инновационных и инвестиционных программ с точки зрения создания эффективных рабочих мест в рамках Российской трехсторонней комиссии и других органов социального партнерства.
    Эффективная занятость и организация труда – залог высокой производительности и благосостояния народа.

Достойный труд – достойная зарплата.

    Достойный труд - стержень современного социального и экономического развития. Для профсоюзов ключевым элементом достойного труда является достойная зарплата, обеспечивающая работнику экономическую независимость, возможность инвестировать в свое развитие, отдых, содержание семьи.   
    Между тем высокая дифференциация доходов и низкая доля фонда оплаты труда в ВВП свидетельствуют о том, что интересы небольшой группы предпринимателей ставятся выше интересов большей части населения. Привлечение значительного числа мигрантов, работающих с нарушениями Трудового кодекса, искусственно занижает уровень оплаты труда во многих отраслях.
    Практически исчерпаны внутренние ресурсы государственных и муниципальных учреждений для повышения заработной платы работников: введение новых систем оплаты труда не привело к значительному росту заработной платы, а ее индексация в нарушение законодательства отстает от темпов роста потребительских цен. Дальнейший ее рост возможен только при увеличении объема платных услуг, что ляжет дополнительным бременем на доходы всех граждан страны.
    Профсоюзы выражают протест против политики сдерживания роста оплаты труда при отсутствии эффективных мер по ограничению непроизводительных доходов бизнеса.
    В целях обеспечения достойной оплаты за труд в соответствии с гарантиями, установленными Конституцией и Трудовым кодексом Российской Федерации, Съезд призывает профсоюзы продолжать добиваться:
    справедливого распределения результатов труда, используя все уровни переговоров;
    установления минимального размера оплаты труда, обеспечивающего потребности работников и их семей и развития человеческого капитала;
    обязательного соответствия уровня оплаты труда квалификации работника, сложности, количеству,  качеству и условиям труда;
    установления региональных минимумов заработной платы с обеспечением максимального присоединения работодателей к этим соглашениям;
    снижения чрезмерной дифференциации в оплате труда; 
    установления равной оплаты за труд равной ценности без какой-либо дискриминации;
увеличения доли постоянной части в заработной плате;
    отмены «плоской шкалы» налогообложения денежных доходов населения, при которой и олигархи, и малообеспеченные работники платят равный процент;
    увязки денежных выплат топ-менеджерам с размерами выплат основной части работников компании;
неукоснительного исполнения всех норм трудового законодательства, коллективных договоров и соглашений, регламентирующих отношения работников и работодателей в области заработной платы.
    Достойный труд, достойная зарплата - требование профсоюзов, необходимое условие для стабильного экономического развития и модернизации страны.

Информационная работа - ориентир на члена профсоюза

    VII съезд ФНПР подтверждает, что важнейшей составной частью деятельности российских профсоюзов является работа, которая должна быть направлена на работу с общественным сознанием, на информирование о реальной деятельности профсоюзов, агитацию в пользу профсоюзов. Информационная работа – один из главных инструментов, использующихся для привлечения новых членов профсоюза. Кроме того, информационная работа должна предоставлять члену профсоюза максимум сведений, необходимых ему для осознанного профсоюзного членства.
    Съезд считает, что проводимая в настоящее время информационная работа не достигает поставленных задач. Вместо консолидации финансовых ресурсов и организационных усилий, объединения всех имеющихся профсоюзных ресурсов на главных направлениях, имеет место использование морально устаревших форм работы, фактически - имитация деятельности. 
    Отсутствие у ряда членских организаций информационных подразделений, сотрудников, отвечающих за это направление, не может быть объяснено скудостью финансовых возможностей. Вместо развития полноценных профсоюзных СМИ мы по-прежнему имеем дело с изданиями, большинство из которых находится на крайне низком содержательном и идейном уровне. 
    Это не случайно. Члены профсоюзов должны знать – если под видом полноценного профсоюзного издания ему предоставляют скудный набор формальных текстов, это означает, что его право на профсоюзную информацию пытаются нарушить.
    Член профсоюза имеет право получать регулярную, всеобъемлющую, профсоюзно-ориентированную информацию о деятельности как его организации, так и российских профсоюзов снизу доверху. Эта информация должна быть доступна и понятна. 
    Ситуация, когда это право не может быть реализовано, означает что организация, допустившая это ограничение, не полностью выполняет свои обязанности перед членом профсоюза.
Руководствуясь этим принципом, съезд считает необходимым в предстоящий период членским организациям ФНПР существенно усилить внимание к информационной работе, как внутри своей организации, так и на межсоюзном уровне.
    Это означает необходимость для членских организаций ФНПР: 
    обеспечить полноценное финансирование информационной деятельности, усилить внимание к информационной работе в профсоюзной структуре;
    в течение полугода завершить работу по созданию интернет-сайтов;
    оказать необходимую организационно-методическую поддержку профсоюзным организациям, стремящимся создать свои Интернет-сайты;
    качественно увеличить целевую подписку на центральную профсоюзную газету «Солидарность» из расчета не менее чем один экземпляр на десять членов профсоюза; 
    активизировать процесс создания региональных выпусков газеты «Солидарность», что способствует снижению стоимости подписки и увеличению региональной информации.
    Член профсоюза должен иметь - профсоюзный билет, колдоговор, газету «Солидарность». В этом случае, у него есть организация, защита и информация. 
    Отсутствие любого из этих пунктов означает слабую работу профсоюзной организации, выборного профсоюзного руководителя.

    ПРАВО ЧЛЕНА ПРОФСОЮЗА НА ИНФОРМАЦИЮ ДОЛЖНО БЫТЬ ОБЕСПЕЧЕНО!

 

Залог успеха деятельности профсоюзов – в компетентности, убеждённости и активности их лидеров.

    Профессионализм и ответственность профсоюзных кадров, компетентность и активность руководителей профсоюзных организаций и членов выборных профсоюзных органов являются определяющими факторами   эффективности работы ФНПР, её членских организаций по защите социально-трудовых прав и интересов работников.
    В соответствии с Концепцией кадровой политики ФНПР продолжит формировать системный подход в работе с кадрами, центральными задачами которого являются: обучение и повышение квалификации профсоюзных лидеров всех уровней; развитие   системы целевой подготовки в образовательных учреждениях профсоюзов, формирование действенного кадрового резерва.
    Съезд считает необходимым в целях укрепления и дальнейшего развития профсоюзного движения:
обеспечить обязательное и непрерывное  обучение профсоюзных руководителей всех уровней по программам дополнительного профессионального образования;
    организовать работу по профессиональной подготовке и продвижению стратегического резерва профсоюзных кадров из числа молодёжи до 35 лет;
    продолжить работу по формированию Единого образовательного пространства ФНПР на основе инновационных подходов, современных образовательных и информационных технологий и специально разработанных программ; 
    развивать сеть образовательных учреждений профсоюзов, работающих по единым образовательным стандартам, активнее использовать электронное и дистанционное обучение;
    совершенствовать идеологическую составляющую кадровой работы, направленную на воспитание убеждённости и целеустремлённости профсоюзных работников и активистов. Обратить особое внимание на создание соответствующей времени системы мотивации профсоюзных кадров.

    Обновление и обучение профсоюзных кадров – залог успешной деятельности профсоюзного движения!

    

Глобализация профсоюзов – ответ на глобализацию капитала

    В условиях постоянного нарастания противоречий между трудом и капиталом, а также усиливающегося в последние годы наступления на права трудящихся и профсоюзы во многих странах мира, ФНПР в своей деятельности продолжает следовать принципу международной профсоюзной солидарности, постоянно укрепляет сотрудничество и взаимодействие с различными профсоюзами зарубежных стран, с международным профдвижением.    
    Федерация будет активно использовать положительный опыт национальных и международных профсоюзных организаций в деле защиты прав и социально-экономических интересов наемных работников. 
    Съезд призывают все членские организации ФНПР активно включиться в реализацию решений 2-го Всемирного конгресса Международной конфедерации профсоюзов (МКП), проходившего под лозунгом: «Время думать о людях – от кризиса к глобальной социальной справедливости», подтвердившего стремление МКП активизировать борьбу профсоюзов мира за достойный труд, социальную ответственность бизнеса и справедливое перераспределение финансовых потоков. 
    ФНПР продолжит активно участвовать в деятельности Международной организации труда (МОТ). Мы продолжим настаивать на ратификации Российской Федерацией конвенций МОТ, защищающих права трудящихся и профсоюзов в условиях рыночной экономики.
    Особую важность и значимость приобретает укрепление сотрудничества ФНПР с профсоюзами стран СНГ и Балтии.         
    Продолжается участие ФНПР в деятельности других международных организаций и объединений, таких как ООН, Профсоюзный консультативный комитет при ОЭСР, Совет профсоюзов Северных стран, Профсоюзная сеть стран Балтийского моря (БАСТУН), Сеть ВЕРС-МКП по правам человека и профсоюзов для новых независимых государств (ННГ). 
    Съезд поручает ФНПР и ее членским организациям :
    оказывать всемерную поддержку акциям и инициативам МКП, принимать активное участие в ее деятельности;
активно участвовать в деятельности ВКП с целью укрепления профсоюзного движения СНГ, усиления профсоюзного влияния в межгосударственных организациях СНГ и ЕврАзЭС;
    уделять особое внимание обмену опытом по вопросам подготовки профсоюзных кадров, вовлечения в профсоюзное движение трудящейся молодежи и женщин, совершенствования трудового и социального законодательства, защиты прав трудящихся, в том числе трудящихся-мигрантов; 
    продолжать активную работу в Группе трудящихся Административного Совета МОТ, а также в реализации проектов, предусмотренных Программой сотрудничества между Российской Федерацией и МОТ.  
    Следуя принципам международной профсоюзной солидарности, ФНПР обращается к национальным профцентрам стран мира и к международным профсоюзным организациям с призывом:                                
    добиваться единства действий в борьбе за социальную справедливость, повсеместное распространение принципов достойного труда, за сохранение имеющихся и создание новых экологичных рабочих мест; 
    давать решительный отпор нарушениям прав и  свобод профсоюзов во всех странах мира, за достижение реального и справедливого равенства людей в сфере труда, за возможность для трудящихся всех стран и континентов жить и работать в мире, стабильности и уверенности в завтрашнем дне.
    Международная солидарность профсоюзов – сегодня и завтра!

 

Эффективная молодежная политика – современные профсоюзы

    Федерация Независимых Профсоюзов России проводит целенаправленную политику, направленную на защиту трудовых прав и социально-экономических интересов молодежи, на вовлечение ее во все сферы деятельности профессиональных союзов. Результатами этой работы на сегодняшний момент стали: выстроенная система молодежных советов, регулярное участие молодежи в коллективных действиях и акциях солидарности, проведение образовательных форумов и слетов, продвижение по кадровой лестнице молодых профсоюзных лидеров. Кроме этого, более половины ежегодно вступающих в членские организации ФНПР – молодые люди в возрасте до 35 лет, и в целом они составляют треть всех членов профсоюзов. Все это говорит о большой роли, которую играет молодежь в развитии профсоюзов.
    Привлечение молодых активистов к участию во всех направлениях деятельности профсоюзов – залог укрепления профсоюзного движения, сохранения ФНПР как сильной организации, защищающей права и интересы трудящихся.
    Признавая большую значимость деятельности молодежи в профсоюзах, VII съезд ФНПР утверждает:
Важнейшей задачей профсоюзов является создание молодым работникам во всех отраслях национальной экономики и на территории всей страны равных, достойных и привлекательных условий для высокоэффективного безопасного труда.
    Учитывая усиление наступления капитала на права трудящихся и недостаточную заботу государства о неимущих слоях населения, в том числе подростках и молодежи, считает необходимым внести соответствующие коррективы в Концепцию молодежной политики ФНПР с учетом вызовов времени и необходимости соответствующей модернизации профсоюзного движения в России.
    Потенциал и энергия молодых профсоюзных лидеров в сочетании с опытом и знаниями старшего поколения, должны стать основой для развития профсоюзного движения. Через систему работы с профсоюзной молодежью необходимо выстраивать взаимоотношения с институтами гражданского общества, продвигая интересы профсоюзного движения.
    VII съезд ФНПР призывает членские организации:
    содействовать формированию кадрового резерва на руководящие должности руководителей профсоюзов и профсоюзных организаций всех уровней путем выдвижения в резерв наиболее квалифицированных молодых профсоюзных активистов;
    привлекать молодежные советы к формированию и реализации программ, направленных на мотивацию профсоюзного членства, к разработке соглашений всех уровней и коллективных договоров;
    при проведении отчетно-выборной кампании в профсоюзах, а также формировании профсоюзных бюджетов всех уровней, учитывать положения, предусмотренные Концепцией молодежной политики ФНПР, Резолюцией VI съезда ФНПР. В частности, введение во всех выборных профсоюзных органах гарантированного представительства молодежи, пропорционально общему количеству членов профсоюзов, избрание председателей молодежных советов в руководящие профсоюзные органы, рассмотрение кандидатур молодых членов профсоюзов при формировании кадрового резерва всех уровней. Выделение в бюджетах профсоюзных органов всех уровней специальной статьи по работе с молодежью;
    оказывать содействие и поощрять выдвижение представителей молодежных советов в качестве кандидатов на выборах в органы местного самоуправления и законодательные органы власти субъектов Российской Федерации;
    содействовать разработке и реализации методических материалов, сборников молодежных советов по профсоюзной тематике совместно с профсоюзными учебными заведениями.
    VII съезд ФНПР призывает молодежные советы и молодых членов профсоюзных организаций России:
    разработать систему персональной ответственности членов молодежных советов за исполнение своих обязанностей, решений молодежных советов, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций в области молодежной политики;
    внедрять на уровне молодёжных советов профсоюзных организаций современные формы и методы работы, путём изменения формата заседаний советов, организации индивидуальной работы с каждым молодым работником предприятия, проведения «неформальных» встреч молодёжи с молодыми профсоюзными активистами, руководителями профорганизаций всех уровней и представителями работодателей;
    участвовать в преобразованиях, ведущих к организационному, кадровому и финансовому укреплению профсоюзов в качестве активных соорганизаторов происходящих процессов модернизации профсоюзного движения;
    активно участвовать в работе всех выборных профсоюзных коллегиальных органов и комиссий, в качестве полноправных членов, представляя позицию молодежи по всем вопросам, находящимся в сфере деятельности профсоюза.
    Ты нужен профсоюзу!
    Профсоюз нужен тебе!

Организационное укрепление – основа повышения эффективности деятельности профсоюзов России.

    Организационное укрепление профсоюзов и их дальнейшее развитие является требованием времени, необходимым условием эффективной защиты социально-экономических интересов трудящихся, формирования гражданского общества в России.
    Съезд отмечает особое внимание ФНПР, членских организаций Федерации к вопросам организационного укрепления, сохранения и увеличения численности членов профсоюзов, совершенствования организационной структуры, использования новых форм работы.  
    Приоритетными задачами дальнейшей модернизации профсоюзов на современном этапе являются:
увеличение численности членов профсоюза, преодоление тенденции снижения профсоюзного членства;
объединение и укрупнение общероссийских профсоюзов;
    придание территориальным объединениям организаций профсоюзов статуса представительств ФНПР в субъектах Российской Федерации.
    В целях укрепления и дальнейшего развития профсоюзного движения, усиления роли профсоюзов в государстве и обществе Съезд считает необходимым:
    разработать и утвердить проект Всероссийского центра по созданию профсоюзных организаций и увеличению численности членов профсоюзов, развитию новых технологий и методов мотивации на основе осознанного профсоюзного членства;
    провести общепрофсоюзную дискуссию по разработке Программы интеграции и модернизации общероссийских профсоюзов; 
    определить принципы формирования рациональной профсоюзной структуры, обеспечивающей эффективную защиту членов профсоюзов, взаимосвязь и управляемость структурных звеньев, уделив особое внимание повышению эффективности деятельности территориальных организаций профсоюзов;
    разработать рекомендации по внедрению механизма персональной ответственности руководителей профсоюзных организаций с целью адаптации кадровой политики к новой организационной структуре;
    разработать и утвердить предложения по совершенствованию законодательной и нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность профсоюзов и их объединений, с целью укрепления организационного единства и управляемости профсоюзной структуры; 
    расширить формы профсоюзной солидарности и единства, обеспечивающие взаимную поддержку и массовость при проведении коллективных акций, согласованных действий всех профсоюзных структур.
    Съезд выступает за укрепление Федерации Независимых Профсоюзов России, которая действует в интересах работников, принципиально и последовательно защищает интересы членских организаций и членов профсоюзов, всемерно способствует дальнейшему развитию профсоюзного движения. 
    «Укрепление организаций, вовлечение новых членов – главное направление организационной  работы профсоюзов!»

Охрана труда и экология – важнейший фактор сохранения
жизни и здоровья трудящихся.

    Съезд отмечает, что наряду с социально-экономическими факторами существенную роль в формировании негативных тенденций в состоянии здоровья работающего населения играет значительное ухудшение условий труда на рабочих местах и экологические проблемы. По данным Росстата почти каждый третий работник трудится в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям. Доля численности работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда составляет 41,5 процента, около 78 процентов предприятий отнесены к опасным и неблагоприятным для здоровья работающих.  Ежегодно экологически зависимая смертность уносит до полумиллиона жизней россиян.
    Неудовлетворительные условия труда во многом обусловлены старением и износом основных производственных фондов и технологического оборудования, отсутствием необходимых экономических условий по их перевооружению и модернизации, недостаточным финансированием мероприятий по охране труда.
    В формировании негативных тенденций в состоянии работающего населения сыграло разрушение системы медико-профилактического обеспечения работников, потеря управляемости охраной труда и экологической безопасностью, низкий уровень надзора и контроля.
    Съезд требует от органов государственной власти и местного самоуправления:
    разработать механизмы экономической заинтересованности работодателей по обновлению основных производственных фондов и технологического оборудования, включающие меры по совершенствованию налогообложения, установлению компенсаций работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда в зависимости от сроков их улучшения, стимулированию юридических и физических лиц на улучшение условий труда;
    реализовать меры по выполнению Глобального плана действий по охране здоровья работающих на 2008-2017 годы, Конвенций МОТ № 155 и ее Протокола от 2002 года и № 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда» в части воссоздания системы медицины труда,  восстановления функций федеральных органов исполнительной власти по управлению охраной труда и экологической безопасностью, усиления ответственности за непринятие мер по улучшению условий труда и совершенствования государственной и страховой статистики в области охраны труда;
    разработать закон о безопасности и гигиене труда; 
    обеспечить финансирование программ, направленных на улучшение условий труда, экологии и сохранение здоровья работников на производстве.
    Съезд требует от членских организаций ФНПР добиваться:
    принятия мер по устранению или уменьшению вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах, обеспечению экологического благополучия работников, предупреждению несчастных случаев на производстве, опираясь при этом на общественный актив по охране труда и членов комитетов (комиссий) по охране труда;
    безусловного выполнения работодателями обязательств по предоставлению гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, созданию здоровых условий труда на рабочих местах и необходимого медицинского обслуживания с целью профилактики профессиональных заболеваний и сохранения здоровья трудящихся.
    «Цель профсоюзов – восстановить полноценный контроль за состоянием рабочих мест!»

Профсоюзы – за сохранение и развитие социальных прав трудящихся.

    Обеспечение конституционных прав и гарантий работающих на достойный уровень жизни и социальную защиту продолжает оставаться актуальной задачей профсоюзов. 
    Декларируя принципы построения социального государства, власти на деле последовательно урезают социальные гарантии трудящихся и их семей, снимая с себя ответственность за их обеспечение. Населению предлагается на неопределенный период «затянуть пояса», одновременно отпуская цены и широко открывая ворота платным услугам. 
    Вследствие деформации социальных отношений и социальной инфраструктуры граждане имеют значительные потери. Не восстановлено обязательное для рыночных условий страхование от безработицы. Снижаются размеры выплаты пособий по временной нетрудоспособности и материнству. Обязательное медицинское страхование при минимальных ресурсах не позволяет обеспечить доступность и качество медицинской помощи. Зондирование вопроса повышения пенсионного возраста сталкивает интересы молодых и пожилых работников, женщин и мужчин. 
    В этих условиях важнейшей задачей ФНПР и профсоюзных организаций всех уровней является борьба за проведение ответственной и взвешенной социальной политики, восстановление влияния профсоюзов в системе обязательного социального страхования, предусматривающей:
обеспечение полноценной защиты трудящихся от социальных рисков;
    установление национальным законодательством на основе ратификации 102, 117, 128, 130 конвенций Международной организации труда коэффициентов замещения страховыми выплатами утраченного заработка работника на уровне не ниже международных норм;
    восстановление обязательного страхования от безработицы, санаторно-курортного лечения и оздоровления работников и членов их семей;
    модернизацию обязательного медицинского страхования на трехсторонней основе, реализацию государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, включая обеспечение медикаментами; 
    восстановление профилактической  направленности здравоохранения, расширение охвата диспансеризацией всех категорий работников, улучшение условий их лечебно-профилактического и санитарно-бытового обслуживания;
    обеспечение доступности отдыха и оздоровления детей работающих, сохранение материальной базы оздоровительных учреждений.  
    «Социальная политика – в фокусе внимания профсоюзов!»

Реальное социальное партнерство – путь к гармоничным
трудовым отношениям.

    Социальное партнерство в сфере труда выступает в качестве существенного элемента в системе распределения между государством, работодателями и наемными работниками, их представителями, социальной ответственности за благосостояние населения страны.
    Социальное партнерство и соответствующие принципы взаимоотношений признаны государством и законодательно закреплены. 
    Вместе с тем реальное социальное партнерство предполагает равную реализацию интересов всех участников диалога. Индикаторами эффективности социального партнерства (распределения социальной ответственности) являются улучшение условий труда работающих и устойчивый рост благосостояния населения. Съезд отмечает, что показатели уровня и качества жизни в отношении большинства работников не достигают значений, которые могли подтвердить высокую эффективность функционирования системы социального партнерства. 
    Объединения работодателей ориентируются на контакты с государством; их взаимодействие с профсоюзами установилось на формальном уровне. Значительная доля предпринимателей выражает свое скептическое отношение к праву работников коллективно заявлять и отстаивать свои права и интересы. Существует проблема участия работодателей в деятельности объединений работодателей; предприятия имеют возможность уклоняться от присоединения к действующим соглашениям в области социального партнерства.
    Необходимо активизировать регулирующие функции государства:
    - как ведущего субъекта инвестиционной и социальной политики;
    - как гаранта социально-трудовых прав;
    - как организатора и координатора социального партнерства.
    Отсутствие фактического равенства сторон социально-трудовых отношений предполагает компенсацию этого неравенства государством. В нашей стране государство должно быть не просто скромным модератором при диалоге профсоюзов и предпринимателей, а организатором и активным участником процесса.
    Исходя из того, что главным стратегическим направлением дальнейшего развития социального партнерства в России должна стать реализация принципа реального равноправия партнеров  и реального распределения социальной ответственности, Съезд указывает, что необходимо повышать статус органов социального партнерства, в том числе через установление конкретных задач в коллективных  договорах,  увязанных  с  отраслевыми  и  территориальными соглашениями, и осуществлять жесткий контроль над их выполнением сторонами социального партнерства;
    подчеркивает необходимость введения в образовательный стандарт высшей профессиональной школы курса лекций о социальном партнерстве. Каждый потенциальный организатор деятельности предприятия должен иметь достаточный уровень знаний о принципах  социального партнерства в сфере трудовых отношений и механизмах их реализации;
    призывает членские организации осуществлять мероприятия по пропаганде распределения социальной ответственности между социальными партнерами;
    выражает уверенность в том, что эффективное социальное партнерство в сфере труда – реальная основа для выбора верных путей устойчивого развития страны и повышения уровня жизни работников.
    Социальному партнерству – реальную основу!

 

 на главную | версия для печати 




 

Как вы относитесь к профсоюзам
   Положительно
   Отрицательно
   Мне всё равно

    Powered by BESTWEB