На главнуюРеспубликанской организации профсоюза работников химических отраслей промышленности Башкортостана
на главнуюкарта сайтанаписать письмо
 


1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    


УралWeb. Регион в Интернете

www.solidarnost.org

www.fnpr.ru


25 Мая 2006

     Вопрос о введении минимальной заработной платы и ее роли в общей системе зарплат приобретает в последние годы все большую актуальность для профсоюзного движения. Ниже рассматриваются некоторые аспекты этого вопроса и прежде всего международные документы, его регулирующие.
    Международная организация труда приняла ряд конвенций и рекомендаций, посвященных вопросам заработной платы. В их числе - конвенции № 26 о создании процедуры установления минимальной заработной платы, №99 о процедуре установления минимальной заработной платы в сельском хозяйстве, №131 об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран, №95 об охране заработной платы (считается, что она заменила конвенцию №26, ее ратифицировали Азербайджан, Беларусь, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Украина) и несколько рекомендаций.
    Конкретные положения об определении минимальной зарплаты, имеющие общий характер, содержатся в конвенции №26, которая была ратифицирована из стран СНГ только Беларусью. Согласно этой конвенции вводится "процедура, с помощью которой могут устанавливаться минимальные ставки заработной платы трудящихся, занятых в определенных отраслях или секторах промышленности..., в которых не существует установленной процедуры эффективного регулирования заработной платы посредством коллективного договора или иным путем и где заработная плата исключительно низка" (ст. 1).
    Предусмотрено, что решения о том, в каких отраслях и секторах должна устанавливаться минимальная зарплата, какова процедура ее определения и какими методами она осуществляется, принимаются по консультации с организациями предпринимателей и трудящихся (полный текст указанных конвенций и рекомендаций МОТ имеется в сборнике "Конвенции и рекомендации". В 2 т. МБТ, Женева, 1991).
    В документах МОТ разъясняется, что для установления ставок заработной платы, в том числе минимальных, и для контроля за соблюдением соответствующих правил, правительствами должны создаваться комиссии по зарплате с участием организаций трудящихся и предпринимателей (см., например, Заработная плата. Учебник рабочего образования. Женева, МБТ, 1997).
    В Европейской социальной хартии, принятой Советом Европы в 1961 г. и пересмотренной в 1996 г., также упомянута минимальная зарплата. Отметим, что среди государств, первыми подписавших и ратифицировавших ее пересмотренный вариант, были две страны СНГ - Молдова и Украина. В ст. 4 Хартии гарантируется "справедливое вознаграждение за труд".
    В официальном комментарии, выпущенном Советом Европы и Фондом прав человека в сфере труда (Европейская социальная хартия. Справочник. М., Международные отношения, 2000), разъясняется, что для того чтобы считаться справедливой, зарплата "не должна быть чрезмерно ниже средней заработной платы по стране. Минимальный уровень, установленный в этом плане Европейским комитетом по социальным правам, составляет 60% (в чистом выражении)" средней зарплаты. "Кроме того, заработная плата должна в любом случае быть выше, чем порог бедности в данной стране".
    "Если в стране существует минимальная заработная плата, - говорится в комментарии далее, - то ее основной размер служит базой для сравнения со средней заработной платой, а в остальных случаях справочной точкой отчета служит минимальная заработная плата, установленная путем коллективных договоров, либо самая низкая реально зафиксированная заработная плата" (указ. сб., с. 139-140).
    Хартией предусмотрен механизм подачи "коллективных заявлений" или жалоб на "неудовлетворительное применение" положений Хартии в том или ином государстве. Среди организаций, которым предоставлено право направлять "коллективные заявления" Европейскому комитету по социальным правам (одному из органов Совета Европы), перечислены европейские и национальные "представительные организации трудящихся", т.е. профсоюзы. Если этот Комитет сочтет жалобу обоснованной, он передает ее Комитету министров - высшему исполнительному органу Совета Европы (там же, с. 33).
    В данной связи Европейская конфедерация профсоюзов (ЕКП) в 1999 г. подчеркнула, что "эффективность соблюдения многих положений Хартии напрямую зависит от четкого и последовательного использования механизма контроля и коллективных заявлений". ЕКП также призвала свои членские организации "содействовать ратификации" Хартии теми странами, какие этого еще не сделали.
    Наличие минимальной зарплаты закреплено в законодательном порядке, по данным МОТ, в ограниченном количестве стран - в частности, в США и Франции. Однако в большинстве стран развитой рыночной экономики в последние годы она устанавливается иными путями - постановлениями правительств или министерств труда.
Это стало во многих странах результатом упорной борьбы профсоюзов, особенно в Британии, где установление минимальной зарплаты было одним из важнейших условий поддержки профсоюзами лейбористской партии на парламентских выборах. Причем профсоюзы указывали, что 23% британских трудящихся (5 млн. чел.) получали менее 6 долл. США в час, в то время как средний заработок в промышленности составлял 10 долл. Придя к власти, лейбористы в 1998 г. впервые утвердили минимальную ставку заработной платы.
    Из сказанного выше видно, что каких-то особых методов определения минимальной зарплаты обычно не применяется. Она утверждается в виде процента средней заработной платы в стране с учетом некоторых других социально-экономических показателей, в первую очередь минимальной потребительской корзины, которую профсоюзы, как правило, подсчитывают сами, не вполне доверяя официальным цифрам.
    Вопрос о том, какой именно процент среднего заработка будет положен в основу определения минимальной зарплаты, нередко является предметом активных выступлений профсоюзов. Так, в период колдоговорной кампании 1998 г. в Норвегии одним из главных профсоюзных требований было установление минимальной зарплаты на уровне не ниже 85% средней. В то же время в странах Центральной и Восточной Европы этот процент намного ниже. По данным МОТ, минимальная зарплата в Польше равнялась 40% среднестатистической по стране, в Венгрии 41, Словакии 45, Болгарии 27, России 11 и Украине 8%. Выступая на семинаре МОТ в Будапеште в 1999 г., председатель чешского профцентра Р. Фалбр отметил, что "минимальная зарплата в Чехии ниже прожиточного минимума", хотя и похвалил правительство страны за то, что оно периодически поднимает ее уровень.
    В целом же размер минимальной зарплаты весьма сильно различается от страны к стране. Вот несколько примеров: в СЩА она по решению президента Б. Клинтона в 2000 г. составила 6,15 долл. в час (для сравнения: в 1956 г. - 1 долл., в 1981-м - 3,35) при средней часовой зарплате в 13,29 долл. В развивающихся странах минимум зарплаты был значительно ниже: в Бразилии, например, в начале нынешнего века -115 долл. в мес. (но при этом даже такую сумму не получали более 20 млн. трудящихся), в Мозамбике 29 долл., в Пакистане 35 евро в месяц (1 евро = примерно 36,5 росс. руб. по курсу начала 2005 г.).
    А вот данные о минимальной почасовой зарплате в европейских странах в евро на конец 2004 г., по подсчетам Европейской федерации работодателей: в Люксембурге она составляла 1466,77 евро, Бельгии 1317,5, Нидерландах 1264,8, Британии 1226, Ирландии 1213,33, Франции 1154,13; значительно отставали Кипр 610, Греция 559,98, Мальта 557, Испания 513, Словения 484, Португалия 374,7, Турция 266, Чехия 238, Венгрия 232, Польша 208, Эстония 172, Словакия 163, Литва 145, Латвия 121, Румыния 80, Сербия и Черногория 73, Болгария 62, Украина 36, Молдова 26 и Россия 19 евро. Причем здесь не включены такие страны с высоким уровнем заработков, как Австрия, Германия и страны Северной Европы.
    Нельзя в заключение не отметить, что и в большинстве стран, где минимальная зарплата закреплена законодательно или решениями исполнительных властей, вне действия этих установлений остаются значительные слои трудящихся - работники "неформального" сектора экономики, "нетипичных форм занятости" (подрядно-контрактная рабочая сила, неполно занятые, временные, сезонные и другие работники), а также самозанятые, "дистанционные", надомные трудящиеся и т.п.
    Это, разумеется, не снижает значения минимальной заработной платы как одной из социальных гарантий для трудящихся.

 на главную | версия для печати 




 

Как вы относитесь к профсоюзам
   Положительно
   Отрицательно
   Мне всё равно

    Powered by BESTWEB