На главнуюРеспубликанской организации профсоюза работников химических отраслей промышленности Башкортостана
на главнуюкарта сайтанаписать письмо
 


     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      


УралWeb. Регион в Интернете

www.solidarnost.org

www.fnpr.ru


27 Апреля 2007

    Богатство страны – не стало богатством всего народа

    Разница между доходами богатых и бедных достигла более 20 раз. Такие цифры озвучило недавно министерство экономического развития и торговли России. В чем проблема и опасность такого расслоения граждан? Об этом мы попытались разобраться вместе с председателем Республиканской организации Росхимпрофсоюза Набиевым Риф Римовичем.
    Социально-экономическое неравенство существует во всех странах. Где-то оно более, где-то менее ощутимо. Абсолютной справедливости в этом смысле нет и быть не может. Вопрос в том, удается ли государству теми или иными способами сокращать неизбежную дистанцию между бедными и богатыми. Вот у нас это пока не очень получается.

    Почему это не удается? 
    В нашей стране эта проблема стоит особенно остро - слишком много людей живут за чертой бедности. Причем официальная статистика занижает количество граждан с доходом ниже прожиточного минимума. Поскольку занижается и сам прожиточный минимум. Вторая проблема - усиление социального неравенства несмотря на увеличение среднедушевых доходов. Богатые получают существенно большую часть прироста национального дохода, чем бедные. И причина этого расслоения заключается в неэффективной государственной политике в сфере регулирования доходов. Точнее, просто в ее отсутствии. Разрыв доходов между бедными и богатыми сегодня достиг 20 -кратной величины. Хотя многие специалисты подвергают эту цифру сомнению.

    Кто-то считает, что она завышена, что все не так уж плохо?
    Она скорее занижена. Потому что не отражает скрытых доходов. Если же их учесть, то разрыв получится более20 раз. А если принимать во внимание только главный источник дохода - заработную плату, то различие между 10 процентами самых высокооплачиваемых и 10 процентами низкооплачиваемых достигает почти 30-кратной величины. Это ненормально. Международная практика показывает, что наилучшее самочувствие общество имеет, когда различие в доходах между 10 процентами самых богатых и 10 процентами самых бедных - от 5 до 8 раз. Если эта цифра увеличивается, у людей возникает ощущение несправедливости в распределении доходов, а это ведет к росту социальной напряженности, к демотивации труда, к дестабилизации общества.

    Значит, главная причина неравенства - в низком уровне заработной платы?
    Да, прежде всего в этом. В недооценке труда. От уровня заработной платы зависит и все остальное - размер пенсий, социальных пособий и т.п. Сегодня в России уровень заработной платы существенно ниже мировых стандартов. Причем не только по абсолютной величине (на единицу заработной платы наш работник производит вчетверо больше товаров и услуг, чем в Евросоюзе), но и относительно ВВП. Доля оплаты труда в распределении валового внутреннего продукта у нас составляет около 40 процентов. А в странах с развитой экономикой и с устоявшимися институтами обеспечения социальной стабильности этот показатель достигает 70-80 процентов.
    Во главу угла политики заработной платы надо ставить скорейший вывод минимальной заработной платы на уровень не ниже прожиточного минимума, установление средней заработной платы в стране не ниже уровня четырех прожиточных минимумов по каждому региону и обеспечение доли фонда оплаты труда в ВВП не ниже 50 процентов. В большинстве стран Европы этот уровень не опускается ниже 60 процентов.
    Вторая проблема – это рост социально опасной степени расслоения населения по доходам и преодоление бедности для низкодоходных его категорий. На практике мы видим, что справедливые и правильные требования по сокращению бедности, пока правительством реализуются с точностью до наоборот: в 2006 году по сравнению с 2005 годом расслоение общества по доходам, к сожалению, не только не снизилось, но и усилилось.
    Резкое размежевание общества на богатых и бедных, глубокое нарушение принципов и норм социальной справедливости – это прямая угроза стабильности и безопасности страны.

    Где же проходит порог нищеты?
    Мнение народа относительно порога бедности круто расходится с государственным. Официальная статистика проводит черту там, где проходит прожиточный минимум (ПМ). В каждом регионе он разный. Согласно опросам для подавляющего большинства людей бедность – это доходы ниже 50% от средней зарплаты в регионе. В общем-то, это общепризнанные стандарты определения порога бедности. И если следовать этой логике, которой часто пользуются социологи, то, выходит, порог бедности будет находиться на уровне 4300 рублей. Потому и процент тех, кому не хватает денег, будет заметно выше. По данным статистики в 2006 году, например, только 65 процентов от общей численности работников получали зарплату на среднем уровне и даже ниже. При этом более 26 процентов имели зарплату, не превышающую прожиточного минимума. Еще более разительным оказалось соотношение средней зарплаты 10 процентов наиболее и 10 процентов наименее оплачиваемых работников – 23 раза. 
    Полку бедных прибывает и за счет других категорий: «низкий уровень пенсионных выплат (менее 30% от средней оплаты труда) сдвигает основную массу их получателей в группы малообеспеченных».
Ученые уверяют: «Неравенство в собственности, в доходах и уровне жизни до определенного предела стимулирует экономическое развитие, а уравниловка тормозит его.
    Другое дело наши бедные. До 40 % (около 8 миллионов) в стране из них четко осознали, что шансов когда-либо вырваться из бедности у них нет. А это дальнейшая деградация. В условиях, когда стране не хватает рабочих рук!

    Почему у нас зарплаты разные?
    Есть и еще один момент, увеличивающий пропасть. Вот такой, например, вопрос, на который ответить достаточно трудно: почему разница в оплате труда равной тяжести, напряженности достигает 5-6 раз? Нет механизма реализации принципа равной оплаты за равный труд. Игнорирование этого принципа препятствует формированию единого рынка труда, единого экономического пространства. Диспропорция в уровне оплаты труда работников даже в разрезе одной отрасли продолжает увеличиваться, что противоречит реализации этого основного принципа современного государства.
    То, что сегодня происходит на рынке труда в России, можно смело назвать кризисом. Сокращение трудового населения, нехватка квалифицированных кадров, низкие или «серые» зарплаты, нелегальная миграция – вот только часть проблем, решением которых государство сегодня занимается плохо или не занимается вообще.

    Чем объясняется такая разница и в целом довольно низкий уровень зарплаты?
    Причин можно назвать много. Во многом это и результат устранения государства от решения зарплатной проблемы, регулирования ее уровня. Вопрос практически отдан на откуп работодателям. Низкий уровень зарплаты диктуют и сами законодатели, установив планку в виде минимального размера оплаты труда и даже прожиточного минимума, который едва способен обеспечить лишь физиологическое выживание человека.

    А разве не своеобразный ориентир для собственников предприятий, работодателей низкий уровень тарифов, зарплаты, установленный государством бюджетникам?
    С этим трудно не согласиться. Хотя понятно, что уровень их заработной платы зависит от общего состояния экономики страны, от темпов роста ВВП. 
    Надо сказать, что в последние годы в стране и нашей республике ситуация  постепенно улучшается, рост зарплаты в среднем опережает рост инфляции. 
    Тем более что даже ориентир на зарплату не ниже прожиточного минимума положения не спасет. Ведь людям теперь работодатели предлагают самим, за свой счет покупать жилье, решать другие социальные проблемы. Многие живущие на зарплату не могут сегодня даже с помощью ипотеки приобрести квартиру.
Ясно, что стратегическая задача, которую необходимо решить, - снижение уровня социальной поляризации, уменьшение разрыва между бедными и богатыми. Сделать это можно, ускорив формирование среднего класса, повышая в первую очередь зарплату бедным.
    Без повышения и реформы зарплаты – реализация национальных проектов, в том числе ”доступного” жилья, здравоохранения, образования становится невыполнимым. В целом необходимо потребовать от правительства РФ разработки Федерального закона “О государственных социальных стандартах”, чтобы установить систему и порядок реализации социальных норм. Необходима долгосрочная стратегия социальных реформ, что не должно зависеть от разовых вливаний в школу, в больницу, выборочных грандов и премий учителям, участковым врачам.
Необходима реформа оплаты труда. А для этого следует отказаться от ориентира – в виде минимальной заработной платы, и перейти к нормативной, отраслевой оплате труда, которая должна исходить не из прожиточного минимума, а из социального стандарта нормального воспроизводства рабочей силы с учетом минимального потребительского бюджета и минимальной заработной платы в регионе. И эти стандарты должны стать предметом для решения на Российской трехсторонней комиссии, в том числе вопросы перехода на определение минимальной зарплаты на принципах Европейской социальной Хартии, согласно положения Генерального Соглашения РФ.
    Другое направление – это вовлечение работников в управление своими организациями. В Трудовом кодексе есть глава, которая говорит об участии работников в управлении организацией, но она пока носит абстрактно-теоретический характер. Вероятно, потребуется разработка отдельного законодательства, которое дало бы возможность представителям работников участвовать в обсуждении и принятии планов социально-экономического развития организаций.

 на главную | версия для печати 




 

Как вы относитесь к профсоюзам
   Положительно
   Отрицательно
   Мне всё равно

    Powered by BESTWEB